С чего начинается нанородина

Инновационный проект "Сколково", на который в верхах власти строят большие планы, сам по себе окажется бесполезен, если не получит кадровой подпитки, уверены многие эксперты




Инновационный проект "Сколково", на который в верхах власти строят большие планы, сам по себе окажется бесполезен, если не получит кадровой подпитки, уверены многие эксперты. А система воспитания молодых кадров осталась в советском прошлом вместе с памятными Дворцами и Домами пионеров, станциями юных техников, кружками авиамоделирования.

И опасения, что в российском "Сколково" не окажется российских ученых, в этом свете выглядят не такими уж беспочвенными. Взять, к примеру, ведущие технические вузы. Они выразили готовность выполнить задачу, поставленную президентом Медведевым, и взять на себя ношу подготовки ученых кадров. Но мешает не только отсутствие либо нехватка современной технической базы, но и утраченная единая система профессиональной ориентации молодежи. Что делать с теми, кому сейчас еще всего 10 - 12 лет, похоже, вообще не знает никто. И, значит, за ближайшие шесть лет из обычных российских школьников не создадут пусть и начинающих, но все же специалистов с новыми "горизонтами", о которых так часто говорят с экранов телевизоров.

Впрочем, существуют и исключения, которым неплохо было бы стать правилом. Есть в Москве четырехэтажное панельное здание, похожее на самую обычную школу типовой застройки. Но под крышей здания рассказывают то, о чем ни в одной школе XXI в. не услышишь.

Это детское учреждение во всех реестрах департамента образования Москвы сухо значится, как ИАЦ - Информационно-аналитический центр. Неофициально название впечатляет куда больше - "Детская силиконовая долина". Кандидат экономических наук Владимир Яблонский - идейный вдохновитель и организатор центра. Его коллеги признают: больше такого в России нигде не увидишь. Научные лаборатории с современным оборудованием созданы не для важных ученых, а для самых обычных школьников.

С нанотехнологиями здесь каждый школьник сталкивался самолично, видел все то, что для обычного гражданина России - ученые премудрости, своими глазами, на самой обычной лекции в ИАЦ, через микроскоп. Тех, кто занимается здесь, называют современными Ломоносовыми и Келдышами. Не в шутку - всерьез. Например, 12-летнему Диме Сухоцкому в робототехнике пророчат большое будущее. В девять лет Дима представил своего робота президенту Медведеву, затем на инновационном конвенте конструктор Сухоцкий познакомился и с премьером Путиным. Такими же 12-летними мальчишками уже всерьез интересуются корпорации с мировым именем. И даже оценили их знания и умения в робототехнике. Цифра получилась с шестью нулями в долларовом эквиваленте.

Директор ИАЦ Владимир Яблонский замечает, что такие учреждения могли бы появиться по всей Москве. Механизм и образовательные программы уже отлажены. И, главное, есть спрос. В центр к Яблонскому очередь расписана вперед. За минувший год 15 тысяч школьников приняли участие в мероприятих ИАЦ.

Только на одну столицу подобных центров нужно не меньше 20. Но пока что "центр Яблонского" - совершенно один, причем не только на Москву, но и на всю Россию. И если не начать тиражировать модель ИАЦ, то значит, и в "Сколково", и новосибирском академгородке через десять лет будут учиться и работать иностранные специалисты – в России просто не будет кадров, понимающих, как же все это устроено. Для такого устного и грустного счета никаких инновационных знаний не нужно.

Выбор читателей