Археоптерикс перестал быть птицей

Археоптерикса сместили с пьедестала родоначальника современных пернатых. Ученые выяснили, что он больше похож на покрытых перьями динозавров, живших в Юрском периоде, и настоящей птицей не является

Древнейшая из известных птиц на самом деле оказалась динозавром. К такому выводу пришли китайские ученые, изучив новые окаменелости. Таким образом, археоптериксу придется покинуть почетное место основателя птичьей родословной, которое он занимал полтора столетия.

Долгое время археоптерикс считался недостающим звеном в эволюционной цепочке от рептилий к современным птицам. С рептилиями его роднит строение черепа, зубов, когтей, хвоста и многие другие признаки. В то же время, он был покрыт перьями и, по-видимому, умел летать.

Палеонтологи из университета города Линьюй нашли недавно останки очень похожего на археоптерикса существа, которое назвали в честь одного из своих коллег Xiaotingia zhengi. Изучив ископаемые кости, они пришли к неожиданному выводу: найденное ими животное было вовсе не птицей, а динозавром. Так как новый вид очень похож на археоптерикса и является его родственником, то и последнего придется отнести к рептилиям.

Открытие китайцев само по себе не очень удивило специалистов. В последние десятилетия в научном сообществе окончательно убедились, что птицы произошли от динозавров. При этом грань между ними оказалось очень размытой – было открыто немало динозавров, покрытых перьями, но при этом бегавших по земле. К этой группе, например, относится и знаменитый велоцираптор из "Парка Юрского периода", которого там изобразили, по современным данным, не совсем правильно.

"Сомнение по поводу птичьего статуса археоптерикса нарастало уже давно, так как "птичьи" атрибуты (перья, грудная кость, трехпалая кисть) один за другим стали находить у нелетающих динозавров. Возможно, настало время наконец признать, что археоптерикс был всего лишь еще одним небольшим, похожим на птицу динозавром, который порхал где-нибудь во времена Юрского периода", – отметил Лоуренс Уитмер из университета Огайо.

Напомним, что археоптерикс длительное время служил хрестоматийным примером и доказательством теории Чарльза Дарвина о естественном отборе и эволюции видов. Впрочем, то, что он оказался на самом деле не птицей, а динозавром, мало что меняет и только подтверждает правоту Дарвина.