Народ внезапно утратил вкус к пиву

Каждый десятый потребитель пива готов полностью от него отказаться из-за закона, приравнявшего напиток к крепкому алкоголю. Отрадно, что снизить употребление пива в большей степени планирует молодежь


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Решение властей приравнять пиво к крепкому алкоголю, как ни странно, действительно может снизить потребление пенного напитка. Об этом свидетельствует исследование, проведенное недавно компанией Ромир. В опросе приняли участие около 1500 жителей городов с населением от 100 тысяч человек и выше в возрасте от 18 до 60 лет. Результаты впечатляют: 10% нынешних любителей пива готовы полностью отказаться от этого удовольствия в результате законодательных нововведений. Еще 17% станут покупать его меньше, 65% сохранят прежний объем потребления, а 8% пока находятся в раздумьях и затруднились с ответом.

Наиболее впечатлительными оказались дамы: среди женщин количество респондентов, готовых совсем воздержаться от употребления пива, выше, чем среди мужчин (13% против 8%). Соответственно, выше доля мужчин, которые не собираются менять свою потребительскую пивную стратегию – 69% против 61% у женщин.

Еще одним парадоксом исследования можно назвать тот факт, что снизить употребление пива в большей степени планируют респонденты в возрасте 18-24 лет (24% опрошенных), тогда как среди граждан 25-30 лет поступить аналогичным образом собираются только 16%. Ведь одним из ключевых аргументов для ужесточения требований к производству и распространению пива были опасения относительно роста пивного алкоголизма среди молодежи. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что речь шла, в первую очередь, о подростках до 18 лет. И авторы нового закона рассчитывают, что предусмотренные им более суровые меры наказания нерадивых продавцов помогут снизить уровень потребления хмельного напитка в среде юношества.

"Возможно, потребители опасаются, что потребление пива в привычном объеме будет затруднено из-за ограничений его продажи в ночное время или запрета на распитие в общественных местах, – рассуждают авторы исследования. – Для части аудитории могло сыграть роль изменение восприятия этого напитка, который раньше оценивался как безобидный и слабоалкогольный. Теперь в сознании некоторых потребителей он приравнен к крепкому алкоголю, поэтому повышается ответственность за его потребление не только внешняя, но и внутренняя".

В настоящее время почти 80% опрошенных жителей городов России употребляют пиво, из них 24% – 2-3 раза в неделю. Чаще всего россияне приобретают за один раз от 0,5 до 1 л пива (60% опрошенных), предпочитают стеклянные бутылки (61%) и остаются приверженцами нескольких любимых марок (63%). Потребляют пиво, в основном, в домашних условиях 61%, на даче или на природе – 26%, в кафе или ресторане – 7% и на улице – 5% опрошенных.

Напомним, закон, приравнивающий пиво к крепкому алкоголю, президент РФ подписал 20 июля. Согласно этому документу, с 22 июля 2011 г. запрещается продажа пива крепостью более 5%, а с 1 января 2013 г. – любой алкогольной продукции крепостью более 0,5%, включая пиво, в объектах нестационарной торговли, а ночью – и в магазинах. Иными словами, купить пиво в ларьке будет невозможно в принципе, а продавать его в ночное время позволят лишь заведениям общепита и беспошлинной торговли. При этом субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкоголя.

Однако и днем насладиться пивом удастся далеко не везде. Закон заметно ограничивает список допустимых мест его потребления. Если раньше пить запрещалось, например, в культурных, оздоровительных и образовательных учреждениях, на транспорте, то теперь к этому перечню добавились дворы, подъезды, лестничные площадки, лифты жилых домов, детские площадки, зоны отдыха (парки, скверы, пляжи и т.д.). По сути, свободно употреблять пиво остается лишь дома или в ресторане. Ну разве что еще на работе, если начальство к таким возлияниям относится лояльно.

Эксперты в оценках нового документа разошлись. Одни предупреждают о проблемах, с которыми столкнется малый бизнес. Те же ларьки, в которых продавалось пиво, вряд ли выживут в новых условиях, поскольку на долю такой продукции приходится большая часть их ассортимента, и заменить ее просто нечем. Исчезновение таких точек продажи, в свою очередь, приведет к подорожанию пива в магазинах, поскольку конкуренция ослабнет.

Другие специалисты не видят ничего страшного в подобной чистке рынка мелкорозничной торговли, а некоторые полагают, что цена на пиво сейчас слишком низка. "Когда человек видит продающееся по той же цене пиво, когда он просто хочет попить воды, он купит пиво. Ограничения есть во всем мире по продажам, нигде на остановках оно не продается", – цитирует РБК директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей