Покоряем Швейцарию по маршруту Суворова

В России о Швейцарии знают, прежде всего, как о горнолыжной Мекке. Но далеко не все в курсе, что она славится еще и активным летним отдыхом. Чтобы проверить это утверждение, корреспондент "Yтра" отважился на путь по Швейцарии на своих двоих. Ну, и на велосипеде

В России о Швейцарии знают, прежде всего, как о горнолыжной Мекке. Но далеко не все в курсе, что страна шоколада, часов и сыра славится еще и активным летним отдыхом. Чтобы проверить это утверждение, корреспондент "Yтра" отважился пуститься в путь по Швейцарии на своих двоих. Ну, и на велосипеде.

Несколько лет назад власти Швейцарии организовали целую сеть велосипедных, пешеходных и других маршрутов, которые охватывают практически все уголки страны, и для которых подготовлена вся необходимая инфраструктура. На маршрутах имеются указатели, поэтому заблудиться во время путешествия практически невозможно. При этом любителям активного отдыха не нужно ночевать в палатках, благо есть люди, которые забронируют за вас гостиницу, доставят на место назначения багаж и предоставят все необходимое оборудование, в том числе, велосипеды. В нашем случае это компания SwissTrails.

Но, несмотря на все расписанные достоинства, когда мне предложили опробовать один из маршрутов повторяющий переход армии Александра Суворова через Альпы, я, признаюсь, засомневался. Длительные переходы через горы и многокилометровые поездки на велосипедах не каждый сможет выдержать. По крайней мере, так мне казалось сперва. Тем не менее, взвесив все за и против, я решился на поездку.

Начало путешествия ничем не указывало на предстоящие испытания. Первой точкой назначения был Цюрих: строгий, выдержанный, будто в смокинге. Но на достопримечательности финансового центра Швейцарии у нас было всего полдня, а затем - тот самый поход.

Путь от Цюриха до расположенной на высоте 1 тыс. м в Альпах деревеньки Гешенен, из которой должно было начаться путешествие, занял не больше 1,5 часов. И если на равнине сияло солнце, то в горах нас встретила совсем другая погода, которая, к тому же, стремительно ухудшалась. На следующее утро после ночевки в местной гостинице, выяснилось, что идти придется под моросящим дождем, который сопровождался ледяным ветром. Да и насладиться горными пейзажами было невозможно: облака висели так низко, что вокруг было видно не дальше носа.

А пройти предстояло 20 километров. Причем большую часть маршрута составлял подъем. И, тем не менее, первые 5 км пути до Чертова моста, до которого мы добрались часа за три, дались сравнительно легко. Очертания знаменитого моста, на котором отдали свои жизни сотни русских солдат, скрадывал туман, однако даже так он выглядел фантастически: узкая тропа над над глубоким ущельем.

Отведав в ближайшей таверне фондю (куда же без него), мы продолжили восхождение через живописные альпийские луга на перевал Сен-Готард. Путь через деревни и живописные швейцарские луга, которые постепенно сменялись каменистым плоскогорьем, на высоту в две тысячи метров оказался совсем не простым. Большинство моих спутников сдались и предпочли добираться на перевал на автобусе. Самые же стойкие решили идти до конца.

Насквозь вымокшие и продрогшие, мы добрались до единственной гостиницы на перевале, когда уже начинало смеркаться. Сен-Готард встретил нас лежащим местами снегом и погодой, которая скорее напоминала ноябрь, нежели июнь.

На следующий день, который, к счастью, порадовал погодой, нам предстояло спуститься на велосипедах по горному серпантину через красивейшее ущелье Тремола в итальянскую часть Швейцарии. Впрочем, я, будучи измотанным предыдущим восхождением, предпочел проехать часть пути на автобусе.

Пересев на велосипеды, которые быстро освоили даже те, кто редко ездит в седле, мы продолжили путешествие. Стоит отметить, что после выдавшихся испытаний поездка на велосипедах показалась легкой прогулкой. Способствовало этому и то, что весь путь мы спускались вниз на равнину.

Следующую ночь мы провели в городке Роди Фиессо. Там имелся подъемник к прекрасному горному озеру Треморджио, которым я не замедлил воспользоваться. Озеро, расположенное на высоте двух с лишним тысяч метров, оставило неизгладимые впечатления: окаймленное вершинами, с которых стекают водопады, оно символизировало своим спокойствием величие гор. Помимо озера на вершине также оказалась и таверна, в которой предлагалось отличное белое вино.

На следующий день наше путешествие продолжилось по старинному торговому пути через славящийся своими старинными церквями городок Гиорника в сторону столицы кантона Тичино - города Беллинцона. Проделав часть маршрута пешком, мы пересели в городке Фаидо на автобусы, и, отобедав на полпути в прекрасном Гроте Тичино, к вечеру добрались до города Беллинцона.

Утро началось с посещения замков Кастельгранде и Монтебелло, включенных в список мирового наследия ЮНЕСКО. Уже после полудня мы отправились из столицы Тичино на велосипедах на юг в сторону курортного города Лугано, который часто называют "швейцарским Монте-Карло".

Этот день, пожалуй, оказался одним из самых тяжелых за все время путешествия. Нужно было преодолеть порядка 50 км, к тому же на пути был перевал Монте Ценери с перепадом высот в 300 м, который я, как и большинство моих спутников, преодолеть на велосипедах при 35-градусной жаре не смог.

Подниматься на перевал в итоге пришлось пешком. Впрочем, все неприятности с лихвой окупились, когда мы спустились к изумительному по красоте озеру Лугано, окаймленному горами Сан-Сальваторе, Монте-Бре и Сан-Джорджио.

К сожалению, посмотреть на сам Лугано, в котором прошла ночевка, практически не удалось. С утра мы поднялись на фуникулере на Сан-Сальваторе, откуда с высоты в 900 м открывается отличная панорама на город и озеро. Оттуда мы спустились пешком к расположенному на берегу озера городку Моркоте. Пообедав и искупавшись в прозрачных водах, мы перебрались на катере на другой берег озера. На ночь мы остановились в отеле на горе Сан-Джорджио. Побывать там нужно обязательно, вид на озеро при закате просто неописуем!

Последний день нашего путешествия начался с исследования Сан-Джорджио. Эта гора является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря тому, что на там находятся хорошо сохранившиеся окаменелости. Отведав в деревушке Мериде знаменитого блюда полента, мы отправились обратно в Цюрих, откуда в тот же вечер вылетели в Москву.

Швейцарию я покидал с сожалением. Семь дней, проведенных в этой прекрасной и ухоженной стране, произвели неизгладимое впечатление. Даже несмотря на тяготы "суворовского" перехода. Точнее наоборот: благодаря им мы смогли увидеть эту страну с совершенно другой, непривычной стороны.

В заключение добавлю: если вы готовы к 5-6-часовым пешеходным переходам или многокилометровым поездкам на велосипеде, то активный отдых в Швейцарии - для вас. В России организацией таких туров по Швейцарии занимается "Бюро-3-Виза".