Сорос отчислил из еврозоны две страны

Знаменитый финансист предлагает меры, которые помогут вывести евро из кризиса: реформирование банковской системы, введение единых облигаций и разработка механизма для выхода стран из еврозоны


ФОТО: AP



Как и предсказывали эксперты, волна паники на мировых биржах, поднятая неоднозначным решением рейтингового агентства S&P, схлынула в течение нескольких дней. Однако она оставила после себя ряд неприятных последствий. Самое очевидное и, пожалуй, самое тревожное обозначил глава Всемирного банка Роберт Зеллик в минувшие выходные: события прошедшей недели наглядно показали, что инвесторы утратили доверие к экономической политике руководства ключевых стран мира. А при таких настроениях спусковым механизмом нового кризиса может послужить любая мелочь. В течение лета оптимизма относительно финансового будущего глобальной экономики заметно поубавилось, и все громче слышны голоса тех, кто предупреждает: впереди ее ждут трудные времена.

На этом фоне достаточно парадоксально выглядит тот факт, что сами США проделки S&P перенесли без особых потерь. Разумеется, в четырех триллионах долларов, потерянных в общей сложности мировым фондовым рынком, доля американских бирж достаточно велика. Зато стоимость заимствований для государства неожиданно упала, тогда как, по всем законам жанра, должна была вырасти, о чем дружно твердили аналитики. За минувшую неделю кредитная ставка по среднесрочным бондам, проданным на общую сумму $72 млрд, оказалась беспрецедентно низкой. Впрочем, при ближайшем рассмотрении понятно, что никакого чуда не случилось. Просто у инвесторов не нашлось альтернативы американским ценным бумагам. Спрос на американские бонды был довольно устойчивым на европейских площадках, в большей мере обеспокоенных проблемами еврозоны. А масштаб падения на Уолл-стрит оказался меньшим, чем в Европе и Азии.

Европейские проблемы тоже нашли отражение в недавнем обвале рынков, усугубив этот процесс. ЕЦБ после 19-недельного перерыва вновь начал выкупать гособлигации проблемных экономик, потратив на это за неделю €22 млрд – рекордную с мая 2010 г. сумму, когда для выкупа греческих бумаг было выделено €16,5 миллиарда. Банк не комментирует государственную принадлежность долговых ценных бумаг, однако большинство экспертов сходится в предположениях, что львиную долю облигаций составили испанские и итальянские. Ранее они демонстрировали рекордный рост доходности в 6%. Примерно на таком уровне находилась процентная ставка по греческим облигациям накануне старта программы спасения Греции.

Между тем знаменитый американский финансист Джордж Сорос пополнил ряды сторонников исключения из зоны евро некоторых аутсайдеров – уже упомянутой Греции и Португалии. "ЕС и евро пережили бы это", – заявил Сорос в статье, опубликованной в The Financial Times. Создание механизма выхода стран из блока – одна из трех мер, предлагаемых финансистом для преодоления кризиса евро.

В первую очередь необходимо реформировать банковскую систему, пишет Сорос. По его словам, введение евро привело к строительному буму в таких странах, как Испания и Ирландия. В результате банки еврозоны получили один из самых высоких в мире уровней долговой нагрузки, и теперь необходимо резко повысить уровень их собственного капитала. Спасением банков должен заняться Европейский стабилизационный фонд. Мощная европейская структура позволит предотвратить нежелательное «слияние» банков еврозоны с местными регуляторами, при этом не затронув суверенитет государств в такой степени, чтобы диктовать им бюджетную политику.

Затем необходимо срочно вводить единые для всей еврозоны облигации, продолжает Сорос, чтобы страны с большим долгом имели возможность занимать на рынке дешевые средства. Правда, пока не совсем понятно, как будет работать этот механизм: кто именно станет выпускать такие облигации, как осуществить контроль процесса. Контроль, предположительно, должен обеспечить совет, в состав которого входят министры финансов стран еврозоны. Но, опять же, неясно, каким образом распределить голоса в этом совете – равноправно (по типу ЕЦБ) или в зависимости от объема участия в капитале (как в МВФ). В любом случае, руководить процессом, по мнению Сороса, должна Германия, поскольку она является локомотивом зоны евро и для ее рейтингов риски при введении новых бумаг наиболее высоки.

Но даже если внедрение единых облигаций произойдет, необходимо разработать механизм выхода стран из еврозоны, считает Сорос. В противном случае неспособность одного из участников валютного содружества справиться со своими обязательствами может привести к обвалу евро.

Выбор читателей