МАКС-2011 открыл двери в небо

Помимо уникальной вертолетной и самолетной техники посетители авиасалона увидят электроплазменные двигатели российского производства и узнают о сроках постройки космического корабля с ядерной энергоустановкой


ФОТО: ИТАР-ТАСС
ВСЕ ФОТО



В подмосковном Жуковском сегодня открылся юбилейный, 10-й, Международный авиационно-космический салон МАКС-2011. Представить свои новинки на площадках аэродрома "Раменское" собрались 842 производителя авиатехники из 40 стран.

Свое приветствие участникам и гостям салона уже направил президент России Дмитрий Медведев. Как сообщает пресс-служба Кремля, глава государства выразил уверенность, что в 2011 г. авиасалон МАКС "вновь познакомит представителей профессионального сообщества и многочисленных посетителей с лучшими достижениями отечественных и зарубежных конструкторских бюро". Президент пожелал всем участникам "плодотворной работы, а гостям - ярких впечатлений".

Новинки салона

На недостаток впечатлений едва ли кто пожалуется. Известно, что гвоздями программы станут российский истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50), самый большой пассажирский авиалайнер в мире А-380 и дальнемагистральный самолет "Боинг 787 Дримлайнер". Однако и без них производителям авиационной техники есть чем удивить публику.

Так, "Улан-Удэнский авиационный завод" намерен продемонстрировать новый вертолет Ми-171Е серии VIP-класса, в интерьере которого будут поворотные и сдвоенные VIP-кресла, диван, складной стол, кондиционер, система обогрева, система оповещения пассажиров, информационные табло, система мультимедиа и коммуникации. Кроме того, борт VIP-геликоптера оборудован кухней-буфетом, санузлом и багажным отсеком. Взыскательных покупателей наверняка обрадует, что дизайн для каждого заказа разрабатывается индивидуально.

Кроме того, У-УАЗ намерен представить на суд публики транспортный вариант вертолета Ми-171Е (Ми-8АМТ) с комплексом навигации и электронной индикации КНЭИ-171. Воздушное судно и установленное на нем оборудование предназначены для выполнения патрульных, транспортных и поисково-спасательных операций в любое время суток. Вертолет специально адаптирован под выполнение полетов ночью с применением очков ночного видения. Вероятнее всего, мимо такой модели не пройдут представители спасательных и других оперативных служб.

Тольяттинское предприятие ООО "Беркут" представило гостям первый промышленный образец легкого двухместного вертолета "Беркут ВЛ". По словам главного конструктора воздушной машины Валентина Малкина, применение соосной схемы несущих винтов, вместо широко распространенной классической, заметно улучшило удобство пилотирования и упростило первоначальное обучение пилотов. Кроме того, без хвостового винта вертолет значительно выиграл в вопросах безопасности. По словам конструктора, в свободной продаже стоимость нового вертолета составит порядка $130 тыс., что наверняка по карману состоятельным любителям вертолетной техники.

Промышленный холдинг "Вертолеты России" представил на МАКС-2011 новый медицинский вертолет Ка-226Т, разработанный специально для спасательных и других экстренных служб. Машина оснащена американским медицинским модулем, который значительно расширяет возможности спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций, а также при оказании экстренной помощи пострадавшим на автотрассах. По словам производителей, по основным характеристикам Ка-226Т существенно превосходит зарубежные аналоги. Кроме того, ему свойственны простота и надежность в управлении, а также высокая безопасность в эксплуатации. Отметим, что к этой модели проявили интерес не только представители российских экстренных служб, но и силовые структуры.

Впервые на МАКС-2011 публика сможет увидеть новый транспортно-пассажирский вертолет Ми-34С1. Эта машина относится к серии уникальных легких российских вертолетов, способных выполнять все фигуры высшего пилотажа. По словам главного конструктора Анатолия Белова, в новом вертолете усовершенствована система управления и внесены изменения в конструкцию лопастей несущего винта. По сравнению со своим предшественником Ми-34 Ми-34С1 оборудован более мощным двигателем, который позволяет развивать скорость до 240 км/ч, а дальность полета увеличить до 500 километров.

Липецкая область в рамках выставочной программы покажет легкие самолеты, производство которых освоено на одном из предприятий региона. Как сообщил журналистам глава администрации региона Олег Королев, речь идет о летательных аппаратах "Сигма-Классик", предназначенных для использования в подразделениях МЧС, в сельском хозяйстве, а также в учебно-спортивных целях. Заинтересованность в сотрудничестве с липецкими умельцами уже выразили авиастроители из Чехии.

Заоблачные суммы

Открытие престижного авиасалона сразу ознаменовалось несколькими крупными сделками. Так, "Объединенная авиастроительная корпорация" заключила долгосрочный контракт с Министерством обороны. Как сообщил журналистам президент ОАК Михаил Погосян, компания будет ежегодно поставлять российской армии более 20 боевых самолетов. А после 2015 г. компания планирует заключить с Минобороны контракт на поставку десяти сверхтяжелых самолетов Ан-124 в рамках госпрограммы вооружения.

За время показов на МАКС-2011 авиастроительная корпорация намерена также подписать соглашения на поставку примерно 100 гражданских воздушных судов. Заказчики техники не уточняются, зато известно, что основным предметом торга станут контракты на поставку самолетов Sukhoi Superjet и МС-21. Кроме того, компании "ЮТэйр" и "ВИМ-Авиа" проявили интерес к самолетам Ту-204 СМ, впервые представленным на авиасалоне МАКС.

Основные предложения из производственной линейки ОАК - машины SuperJet, Ан-148 и МС-21. В будущем корпорация намерена представить на суд публики свой дальнемагистральный самолет. "К МАКС-2013 будет представлен проект", - пообещал Погосян.

Крупный контракт заключил с Минобороны РФ холдинг "Вертолеты России". До 2020 г. производители поставят для нужд российской оборонки 450 вертолетов. Помимо уже заключенных с ведомством десяти контрактов к подписанию готовится еще одно соглашение - на поставку вертолетов Ка-52.

Авиакомпания "ЮТэйр" подтвердила намерение закупить у того же производителя 40 вертолетов Ми-171. По словам гендиректора ОАО "Вертолеты России" Дмитрия Петрова, сумма контракта составит более 11 млрд руб., а его подписание состоится завтра, в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина. В свою очередь, начальник отдела управления флотом авиакомпании "ЮТэйр" Алексей Буднев сказал, что до конца текущего года планируется подписать контракт на десять вертолетов Ми-304С".

Одна из крупнейших российских авиакомпаний - "Трансаэро" - подписала меморандум о взаимопонимании на поставку восьми аэробусов A-320 neo с европейским авиастроительным концерном Airbus. Стоимость восьми самолетов составляет $729 млн, а меморандум предусматривает опцион на еще четыре такие машины.

В то время как вопрос газовых соглашений между Россией и Украиной повис в воздухе, авиатехнические контракты составляются успешно и в интересах обоих государств. Речь идет, прежде всего, о самолете Ан-70, который разрабатывается совместными усилиями двух стран. Минувшей весной глава Минобороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что его ведомство планирует начать закупки машин этой модели с 2015 - 2016 годов. А как сообщил сегодня журналистам президент "Объединенной авиастроительной корпорации" Михаил Погосян, графики поставок уже согласованы, осталось договориться лишь о графиках передачи документации и провести оценку стоимости серийного производства.

МАКС-2011 покоряет космос

Отметим, что в ходе сегодняшних презентаций речь шла не только об авиационной, но и о космической технике. Так, представители Европейского космического агентства сообщили, что ЕКА намерено реализовать четыре миссии по исследованию Вселенной в период до 2014 года. "В 2012 году мы планируем реализовать проект "Гайя" по составлению карты миллиардов звезд нашей Галактики. В 2013 году планируется осуществление проекта "Лиза Пасфайндер", направленный на тестирование технологий обнаружения гравитационных волн", - уточнил специалист департамента международных отношений ЕКА Карл Бергквист.

По его словам, на 2014 г. запланирован запуск космического телескопа "Джеймс Уэбб", который будет изучать самые удаленные уголки Вселенной, а также запуск космического аппарата "Бепи Коломбо" для исследования Меркурия. А к 2018 г. ЕКА планирует создать первый европейский аппарат для посадки на Луну. "Лунный посадочный модуль сведет воедино результаты европейских инвестиций с технологиями и накопленный опыт разработки спускаемых аппаратов, позволив, впервые в истории исследования Луны, совершить посадку на ее южном полюсе", - отметил Бергквист.

Не остались в стороне и отечественные конструкторы. Генеральный директор государственного научного центра им. Келдыша Анатолий Коротеев сообщил журналистам, что к концу 2012 г. будет завершен эскизный проект космического корабля с ядерной энергоустановкой мегаваттного класса. А ядерный реактор для него спроектируют уже в этом году. Участникам и гостям авиасалона научный центр представил линейку электроплазменных двигателей, а также электрокомпозитных материалов для турбин и сопел "корабля будущего".

Презентации, показательные выступления, брифинги и конференции в рамках авиасалона МАКС-2011 будут проходить в Жуковском с 16 по 21 августа. Ожидается, что мероприятия посетят не менее полумиллиона человек. По словам устроителей, главная цель проведения авиасалона - демонстрация российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка РФ для совместных проектов с зарубежными партнерами.

## AP ©

Выбор читателей