У Белоруссии осталась единственная надежда

Эксперты считают, что Минску ничего не остается, как пойти на уступки Москве - отказаться от своей валюты и продать России активы. В противном случае стране не выбраться из накрывшего ее финансово-экономического кризиса




Пользуясь сложившейся в Белоруссии тяжелой экономической ситуацией, Россия усиливает свое влияние на соседа. В ближайшем будущем это может привести к отказу Белоруссии от собственной валюты и перехода на российский рубль, а также безоговорочной продаже РФ своих активов, считают белорусские политики.

Поводом для таких высказываний стало обещание российского премьера Владимира Путина ввести с 2012 г. понижающий "интеграционный" коэффициент при подсчете цены на газ. Однако он оговорился, что такая щедрость далеко не бескорыстна. Взамен на эту услугу российская сторона рассчитывает на более благоприятные условия для своих компаний на белорусском рынке.

Кроме того, Путин подчеркнул, что окончательные договоренности все же будут увязаны с приобретением госпакета в "Белтрансгазе". "Рассчитываем на то, что этот процесс будет синхронизирован с приобретением второй доли компанией "Газпром" в "Белтрансгазе", где он является 50-процентным собственником", - сказал премьер.

Однако белорусские политики увидели за этим нечто большее и уже серьезно обсуждают плюсы и минусы грядущего объединения. "Думаю, что в перспективе встанет вопрос о переходе Белоруссии на российский рубль. Шаг за шагом - все к этому идет. Все идет к потере Белоруссией экономического суверенитета и открытию пути для участия российского капитала в белорусской приватизации. Страна становится скованной в принятии решений о продаже своих активов", - цитирует слова экс-главы Нацбанка Белоруссии Станислава Богданкевича THC.

Он считает, что сегодня Белоруссия, погрязшая в финансовых проблемах, буквально стоит на коленях. Обострив отношения с Западом, правительству теперь можно рассчитывать лишь на поддержку России.

В свою очередь, председатель Либерально-демократической партии (ЛДП) Сергей Гайдукевич заявил, что рассуждения о каком-либо объединении "некомпетентны и недалеки". Он не исключает, что Белоруссия может перейти на российские рубли, но считает, что это, напротив, позволит укрепить ее суверенитет и не распродать за бесценок государственные активы.

"Политическое влияние России в Белоруссии очень велико: экономика страны полностью зависит от Кремля, поскольку без льготных цен на энергоресурсы в Белоруссии может начаться кризис. Кроме того, Россия является главным потребителем белорусских товаров. В этой ситуации усиление политического влияния Кремля неминуемо и переход контроля над белорусскими активами (в той или иной форме) российским властям - вопрос времени", - пояснил "Yтру" управляющий активами ФГ "БКС" Николай Солабуто.

При этом наша страна совсем не против "приютить" обнищавшего соседа. Ведь Москва с ельцинских времен зазывает Белоруссию в единую валютную зону. В прошлом году глава российского правительства говорил: "Если бы у нас была единая валюта, это, конечно, стимулировало бы участников экономической деятельности, упрощало бы взаимные расчеты и минимизировало бы расходы участников экономической деятельности, а значит, повышало бы их конкурентоспособность".

Хотя, если посмотреть с другой стороны, дРоссии такая интеграция не очень нужна, поскольку Таможенный союз уже предполагает максимально комфортные условия для прохождения государственных границ между РФ и Белоруссией.

Кроме того, без изменения законодательства обеих стран введение единой валюты невозможно, и вряд ли это случится в ближайшие годы. "Введение единой валюты может быть, но только в том случае, если Белоруссия сама будет к этому готова", - считает Антон Сафонов, аналитик "Инвесткафе".

"Мы сомневаемся в таком сценарии развития событий. Вероятность объединения в единое государство или хотя бы введение единой валюты, уже не столь высока и экономически целесообразна. Со стороны Беларуси это, конечно, будет потеря, в прямом смысле, суверенитета, если монетарные власти и, в частности, денежный станок будут находиться пусть и в союзном, но другом государстве. Что касается безоговорочной продажи российскому бизнесу белорусских активов, то здесь тоже не все так однозначно. Как мы видим из последних примеров, белорусское руководство хочет получить максимум выручки от продажи. И поэтому наряду с российскими компаниями в лице покупателей сейчас фигурируют товарищи из Китая, Индии, Венесуэллы. Мы считаем, что главным условие все-таки будет банальная цена за активы. Кто предложит больше, тот и будет на коне", - сказал, в свою очередь, директор аналитического департамента UFS Investment Company Павел Василиади.

Напомним, финансовый кризис возник из-за действий самих властей Белоруссии. Накануне президентских выборов в декабре 2010 г. были повышены зарплаты в бюджетной сфере, после чего белорусский рубль пошатнулся. Люди начали скупать более стабильные валюты - доллар и евро. В результате за 2010 г. золотовалютные резервы Белоруссии сократились на $622 млн (11%). Двадцать второго марта 2011 г. Нацбанк перестал продавать банкам доллары для последующей перепродажи населению. Но ситуация не улучшилась. Напротив, в стране возникла еще большая валютная паника.

За первое полугодие текущего года госдолг Белоруссии увеличился на 82,5% и на 1 июля составил 69,95 трлн белорусских рублей (более $14 миллиардов). Цены взлетели в два - три раза. При этом в банкоматах нет денег, а на прилавках отсутствуют товары.

Выбор читателей