Три кольца ада

Участь водителей, пожинающих плоды бурной деятельности предыдущих столичных властей, описывается теперь в терминах фильмов ужасов. А еще ужасней то, что нынешние власти признают бессилие перед тяжелым наследием прошлого


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Столичный мэр Сергей Собянин недавно заявил, что градостроительные ошибки, вынуждающие автовладельцев передвигаться по городу ползком, достались ему в наследство. И что судьбу пробок ближайшие 10-20 лет изменить к лучшему не удастся.

Кто б сомневался! Я-то уверен, что и через 100 лет при такой политике и таком подходе эту проблему не решить.

Понадобилось почти 20 лет и ежедневный транспортный коллапс последней пятилетки, чтобы осознать тот нехитрый факт, что все эти годы мы усугубляли положение. Лужковские нукеры уродовали Москву под бурные и непрекращающиеся аплодисменты в угоду своим финансовым интересам. Участь водителей, пожинающих плоды многолетней деятельности градостроителя в кепке, описывается теперь в терминах фильмов ужаса.

Не учитывать последствий взрывного роста автопарка в условиях постсоветского рынка могли только враги народа, которых при их любимом Сталине давным-давно за такое планирование поставили бы к стенке.

Тем не менее, попытаться исправить "ошибки градостроения" никто из чиновников, архитекторов и строителей даже не пытался. Наоборот, расширение центральных магистралей, таких как Ленинградка, Волоколамка, Ярославка и т.д. создало эффект бутылочного горлышка на выездах, о чем сто раз предупреждали различные общественные организации. Строительство гигантских и чаще всего бестолковых торговых центров и сити-моллов с ограниченными возможностями парковки практически у каждой станции метро запрудило не только центр, но и окраины. Я живу на "Речном вокзале", где на пятачке вокруг выхода из подземки выросли как грибы пять огромных зданий, торгующих одним и тем же китайским ширпотребом. Теперь ни пройти ни проехать.

На сегодняшний день все варианты возможных решений проблемы бесконечных заторов были отвергнуты. Автомобилисты с ужасом ждут пятницы, чтоб уехать на дачи. Про черные вторники, среды и четверги внутри ТТК и Садового рассказывают страшилки, от которых кровь стынет в жилах. Я недавно полтора часа летел из Крыма на самолете и ровно три часа ехал домой от "Домодедово". Пробки в 8-9 баллов к концу дня давно стали нормой. Короче говоря, передвигаться в нашем городке стало делом особой техники. К расчетному времени как минимум надо прибавлять час-два.

Почему проблема пробок не волновала прежнюю чиновничью рать, понятно – все это время они двигались по трассам с крякалками и мигалками и годами не замечали раковую опухоль в организме вверенной им территории. Но на волне новых назначений не уткнуться носом в одну из самых острых проблем, практически парализующую нормальное развитие столицы, стало трудно. К тому же надо как-то завоевывать авторитет у электората.

Что же мы видим вместо этого? На дорогах очередная напасть. С приходом "новой метлы" по всей столице началась замена старого асфальта, особенно в тех местах, где этого не требовалось. Инициатива Собянина по укладке тротуарной плитки не сулит ничего путного, поскольку в столице полно мест, где пройти невозможно, но ломают почему-то именно годные, приличные дорожки в центре. Зачем снимают покрытие по всей длине транспортных колец, заставляя водителей проклинать все на свете даже в выходные и по ночам?

Строительство перехватывающих парковок и так называемых "народных гаражей" остановилось, так и не начавшись. А уж про множество запланированных новых развязок и тоннелей можно забыть в условиях дикой точечной застройки, которую прекратили лишь на бумаге. Новые пути строятся годами, хотя технологии эти в мире отлажены настолько, что ничем, кроме желания побольше слупить себе в карман, черепашьи темпы не объяснить.

Мэр Собянин предлагает сделать приоритетным общественный транспорт. Вот, что называется, слезай, приехали! Это путь в никуда, да и не получится. Почти в каждой московской семье есть машина, и пересесть в тесные автобусы население совершенно не готово. Я все время задаюсь вопросом – что движет людьми, готовыми каждый божий день два-три часа утром и вечером париться в авто, почему они не пересядут в метро? Единственное объяснение: они так структурируют свое время. Привыкли и нравится: слушают радио, думают о своем. К тому же трезвые, все польза семье... Может быть они и не хотят застревать в пробках, но уж на общественный транспорт фиг согласятся, тут мэр крупно просчитался.

Но в самом трафике слишком много минусов. Потеря времени, денег, здоровья. Износ техники. Чудовищно страдает экология. И т.д.

И вот, оказывается, решить вопрос в обозримом будущем невозможно. Чепуха и лукавство. Есть несколько путей решения. Например, вывести из Москвы чиновничью рать, что вяло предлагается в последнее время. А в чем проблема? Почему вы не перестаете заселять крошечный клочок земли в пойме грязноватой речушки, имея самую большую по площади территорию в мире? Вынесите хотя бы административные здания за пределы МКАД. Так часто делали правительства бурно развивающихся государств.

Начните вводить четные и нечетные номера для въезда в центр и сделайте его платным. В Европе ничего более мудрого до сих пор не придумали, перенимайте опыт. Все лучше, чем троллейбусы запускать, на которые никто пересаживаться не хочет.

Оптимизируйте работу светофоров. Такого бардака, как в столице, где "зеленую волну" днем с огнем не сыщешь, а миллион светофоров горит при том, что нет ни одного пешехода, я больше нигде не видел. И почему не строятся подземные переходы на огромном числе регулируемых трасс? На некоторых улицах длиной в 2 километра стоит по 10 светофоров.

Разрешите повороты направо на красный, как в Америке. Вон, даже Путин согласился, мол, это правильная мера.

Заставьте, наконец, инспекторов в их лопающихся на пивном пузе кителях дежурить в проблемных местах в часы пик, а не ловить зевак на пустынных улицах с невесть откуда взявшимися знаками ограничения движения.

Это только самые приблизительные советы мэру Собянину. Еще раз повторю, почему все вышеперечисленное было невыгодно прежней команде, мне понятно. Собянин без году неделя хозяин Москвы, а уже расписывается в беспомощности и перекладывает ответственность на предшественника. А всего-то навсего нужно перестать следовать идее обогащения за счет города и постепенно переломить ситуацию. Вот когда хотя бы некоторые меры из перечисленных будут предприняты и не принесут результата, можно будет говорить о чужих ошибках. Ничего критического в них нет, главное – вынуть пробку из головы.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей