Европа строит второй СССР

Долгосрочным решением европейских экономических проблем должно стать создание "экономического правительства", которое будет следить за сбалансированностью бюджетов стран-членов союза




Европа не может найти выход из долгового кризиса. Точнее, она его знает, но ей не хватает решимости им воспользоваться. Это выпуск еврооблигаций - общих долговых обязательств членов еврозоны, расплачиваться по которым им пришлось бы всем вместе. Подобные "EU Treasuries" резко остудили бы пыл спекулянтов и поправили положение стран, близких к банкротству. Впрочем, расплачиваться за такую стабилизацию пришлось бы наиболее дисциплинированным и преуспевающим странам ЕС, которые, естественно, возражают против подобного решения проблемы.

Еще несколько дней назад в экспертных кругах теплилась надежда, что еврооблигации получат путевку в жизнь в ходе германо-французского саммита. Однако в ходе встречи с президентом Николя Саркози канцлер Ангела Меркель высказалась категорически против, и тот с нею согласился. Дескать, время еще не пришло. Не усмотрели они и необходимости увеличивать Европейский фонд финансовой стабильности. Итоги саммита свелись к очередным заявлениям о необходимости конкретных шагов, направленных на долгосрочное решение финансовых проблем ЕС, вместо сиюминутных "временных решений", вроде введения еврооблигаций.

Таким долгосрочным решением должно стать создание "экономического правительства" Европы, которое будет следить за сбалансированностью бюджетов стран-членов. Предполагается, что заседания "правительства" будут проходить раз в два года, а в период финансового кризиса - чаще. Председателем этого органа Париж и Берлин хотели бы сделать президента ЕС Хермана ван Ромпея.

Другими предложениями стали введение общеевропейского налога на финансовые операции и синхронизация налогового законодательства: сначала между Германией и Францией, а затем и со всеми остальными членами ЕС. Все это предполагается осуществить до конца следующего года. В частности, Франция и Германия намерены добиться того, чтобы каждая из стран ЕС отразила в своей конституции признание полномочий нового "правительства".

Одним словом, план насколько масштабный, настолько и трудноосуществимый. С одной стороны, формально он нацелен на дальнейшую интеграцию стран Евросоюза: как-никак, создается общесоюзный "Минфин" и унифицируются налоги. С другой же стороны, плодами этой затеи, скорее всего, станут новые "яблоки раздора" внутри ЕС: страны-члены в нынешних условиях едва ли согласятся на столь существенное усиление наднациональных начал в Европе. И в итоге далеко ведущий план может выродиться в создание очередного "беззубого" органа, не имеющего реальных полномочий по поддержанию бюджетной дисциплины в Евросоюзе.

Не исключено также, что страны-члены просто заблокируют эти замечательные немецко-французские инициативы. По крайней мере, словацкая оппозиция уже пригрозила подобным сценарием: по ее мнению, дальнейшая финансовая интеграция приведет к созданию "ЕвроСССР" - неповоротливого монстра, легко приносящего интересы малых стран в жертву более сильным.

Конечно, выпуск еврооблигаций был бы более реалистичным путем решения долговой проблемы ЕС, нежели создание очередной наднациональной конструкции с сомнительными полномочиями. Однако можно понять Германию, заблокировавшую эту идею: у нее гораздо меньше долгов, и ссужают ее под гораздо меньший процент, чем Грецию или Италию. Если же будет создан "Европейский долговой союз", выпускающий единые еврооблигации, то долги Германии резко подорожают. Как сообщает Der Spiegel, в федеральном Минфине уже подсчитали цену такого новшества: процентные ставки по евробондам будут примерно на 0,8% выше, чем по национальным облигациям ФРГ, так что обслуживание госдолга будет обходиться стране дороже на €2 млрд - €2,5 млрд в год. Другие эксперты называют и более внушительные суммы - до €50 млрд в год.

Очевидно, что такую цену "локомотив" европейской экономики не готов платить за стабильность своих "вагончиков". Кроме того, по мнению Берлина, удешевление кредитов для кризисных должников за счет введения еврооблигаций лишит эти страны стимула ужесточать бюджетную дисциплину. И долговой кризис, таким образом, будет не преодолен, а лишь "притушен" на некоторое время (пока еврооблигации не обесценятся и не станут столь же обременительны для должников, как их прежние национальные обязательства).

Впрочем, сопротивляясь еврооблигациям, Германия оказалась в ЕС в явном меньшинстве. Ведь за последние годы многие европейские страны накопили приличные долги и нарастили бюджетные дефициты. Поэтому даже Франция, имея долг в 82% ВВП и дефицит казны в 7%, была бы в принципе не против ввести в оборот еврооблигации: они выгодны ей. Не говоря уже о таких фатальных должниках, как Греция, Португалия, Испания и Италия.

На этот раз Саркози прислушался к доводам Меркель, но не факт, что так будет и впредь. Ведь проблема "евродолгов" остается нерешенной, и все больше влиятельных голосов призывают Берлин проявить "евросолидарность". И, скорее всего, Германия уступит требованию большинства. Но к введению еврооблигаций она постарается "пристегнуть" принятие решений, ужесточающих бюджетную дисциплину в Евросоюзе.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей