Снайперы прикроют от народа

Генштаб хочет повысить эффективность боевых подразделений путем создания в каждой бригаде снайперских групп. Наблюдатели связывают это с опасением развития ситуации по арабскому сценарию


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Опыт двух чеченских войн показывает, что для решения тактических военных задач отлично подходят подразделения, укомплектованные снайперами, и их роль в будущих военных конфликтах может возрасти. Такое мнение на прошлой неделе высказал член общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко в ответ на предложение начальника Генштаба, генерала армии Николая Макарова о создании в каждой бригаде снайперских групп, которые, по его словам будут актуальны при столкновениях в городах, передает газета РБК-daily.

Генерал Макаров отметил, что после революций в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии и волнений в ряде других стран региона "российская армия должна быть готова к наихудшим сценариям развития обстановки в стране". Таким образом военачальник косвенно подтвердил мнение, что российская суверенная демократия строится на тех же принципах, что и режимы в перечисленных странах, в связи с чем рискует подвергнуться всплеску народного гнева. Как минимум, странное признание одной из ключевых фигур в оборонном ведомстве страны.

Но речь о другом. Снайперов планируют набирать из сержантов-контрактников, и уже вовсю обсуждаются вопросы их подготовки по программам обучения, разработанным в Северной Корее. Вооружать бойцов планируют на первых порах импортными винтовками. Правда, в результате бурной контрреакции, по последнему пункту спустя некоторое время была сделана оговорка, дескать, нет, оружие будет собственного производства. Только программа северокорейская.

Между тем, заявление первого замминистра обороны несказанно удивило военных экспертов. Так, президент Академии геополитических проблем генерал Леонид Ивашов, комментируя министерскую инициативу, высказался довольно жестко: "Военные эксперты уже не раз отмечали, что в развитии российских вооруженных сил происходит полная деградация, они все меньше и меньше способны решать задачи, насущные для обороны большой страны. Происходит разворот ВС России к подавлению внутреннего политического протеста. Крупных снайперских подразделений нет ни в одной армии мира. Это – особые элитные военнослужащие. Снайперы – не для массового применения в бою. И они вполне могут вызвать большое возмущение народа, если кому-то это нужно…"

Действительно, тут возникает ряд вопросов. Первый — почему в Минобороны так заволновались по поводу ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке, если внутренние войска, созданные специально для участия в подобных конфликтах, не входят в юрисдикцию г-на Сердюкова и, тем более, его зама Макарова?

Да, внутренние войска имеют ряд признаков, присущих армии — структура армейского типа (от взвода до дивизии), личный состав проходит воинскую службу, имеет воинские звания, используются нормы воинских уставов и т.п. Но, несмотря на общие характерные черты, внутренние войска не только не являются армией, но и не входят в состав Вооруженных Сил. Структурно они находятся в ведении МВД и подчиняются главнокомандующему ВВ — заместителю министра внутренних дел. Внутренние войска потому так и названы, что выполняют задачи "внутри" страны и не привлекаются к операциям за ее пределами, а их правовой статус регламентируется отдельным законом. Вот если бы министр Нургалиев озаботился созданием снайперских групп в своих подразделениях в связи с риском "цветных" и прочих революций, было бы более-менее понятно.

Второе: почему руководство МО считает нужным реагировать на угрозу народных волнений, отталкиваясь от опыта последнего оплота тоталитаризма на планете? В Северной Корее понятно. Там более-менее накормленная армия, составляющая 5% населения, охраняет страну от голодных бунтов, руководствуясь идеей чучхе. Но дело наших солдатиков вовсе не в том, чтобы доказать всему остальному миру свою сверхценность под руководством "любимого вождя и руководителя", а защищать рубежи Родины от иноземного вторжения. В связи с этим, казалось бы, ее основная цель - как раз не допустить, чтобы враг дошел до улиц городов, где надо было бы применять снайперское искусство.

Нет, само существование подобных подразделений в армии невозможно поставить под сомнение, но с чего бы вдруг, вместо того чтобы создавать (или закупать) современное высокотехнологичное оружие, те же самолеты и танки, мы станем тратиться на иностранные винтовки под руководством инструкторов из дружественной КНДР?

Который год подряд мы наблюдаем падение престижа Вооруженных Сил, рост недовольства среди личного состава, с досадой читаем сообщения о неудачных испытаниях очередного "высокоточного" оружия. С какого перепугу вдруг генералы озаботились большой политикой и примеряют на себя роль защитников государственного строя? На нас что хотят напасть египтяне, или, не дай Бог, ливийцы? И ладно бы опыт двух чеченских войн, о котором упомянули все комментаторы, приветствуя решения Генштаба, был каким-то особо положительным. А то только про вражеских снайперов мы и слышали, особенно о той справедливой ненависти, которую они вызывали среди наших бойцов.

При всем уважении к данной воинской специальности, стоит признать, что снайперы, стреляющие как правило по беззащитной цели, вызывают восхищение своим мастерством только на спецоперациях, когда на той стороне отпетый преступник, лютый враг. Один точный выстрел в голову беззащитному прохожему во время подавления народного волнения со стороны военных способен спровоцировать такую бурю, что рушатся целые империи. Боеспособность снайперских подразделений несомненно стоит повышать, только мишенью кадровых военных ни в коем случае не должны быть вооруженные транспарантами и арматурой граждане.

Так что, как мне кажется, военным не стоит прятать свою политическую ангажированность и выдавать желание влиять на принятие решений вопреки Основному Закону за заботу о повышении боеспособности Вооруженных Сил. У армии и флота на настоящий момент сильно пошатнувшийся авторитет, и укреплять его следует не оглядываясь на революционную ситуацию в ближневосточном регионе. А то, не ровен час, накликаем.

Выбор читателей