"Цитадель" обнажила проблемы Оскаровского комитета

Скандал вокруг выдвижения на премию Американской киноакадемии фильма Михалкова говорит о необходимости реформирования Оскаровского комитета России, считают члены "Киносоюза"


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Скандал вокруг выдвижения на премию Американской киноакадемии фильма Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2: Цитадель" говорит о необходимости реформирования Оскаровского комитета России. Об этом заявили на пресс-конференции члены союза кинематографистов "Киносоюз", выступающие за реорганизацию комитета.

"Структура, которая сегодня сложилась в Оскаровском комитете, довольно закрытая и, видимо, не очень подвижная. Поэтому ничего не происходило. Естественно, нынешняя ситуация с выдвижением ("Цитадели") стала спусковым крючком (скандала)", - заявил председатель "Киносоюза", режиссер Андрей Прошкин.

В Оскаровский комитет сейчас входят кинематографисты, представляющие исключительно созданную Михалковым академию "Золотой Орел", напомнил президент Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) Андрей Плахов. И именно эти деятели кино совершили "серьезную ошибку", выдвинув на "Оскар" провалившуюся в прокате "Цитадель", отметил он. Кроме того, в принятии решения участвовали те, кто не видел саму картину, и даже "мертвые души", то есть, те, кто долгие годы фактически не участвовал в заседаниях комитета, добавил глава ФИПРЕССИ.

По словам Плахова, глава Оскаровского комитета Владимир Меньшов, отказавшийся подписывать протокол заседания, на котором была выдвинута картина Михалкова, также последние годы выступал за реформу комиссии. Однако его призывы в киноакадемии "Золотой Орел" игнорировались.

Нынешний раскол в комитете говорит о необходимости сделать механизм принятия решения "прозрачным, внятным", заявил режиссер Валерий Тодоровский. "Этот комитет должен превратиться во что-то, что представляет реально интересы, во-первых, страны, потому что речь идет о престижной для страны премии, во-вторых, интересы объективного мнения кинематографистов. Как нам кажется, это было бы нормальным для такой страны, как Россия, что выдвигать на "Оскар" мы должны все вместе", - сказал он.

Как считают члены "Киносоюза", в Оскаровский комитет должны входить представители двух российских киноакадемий ("Золотой Орел" и "Ника"), Союза кинематографистов, "Киносоюза", всех профессиональных гильдий (режиссеров, сценаристов, актеров, операторов, кинокритиков, а также гильдии и ассоциации продюсеров), а также все россияне, ставшие обладателями и номинантами премий "Оскар" и членами Американской киноакадемии.

Для реорганизации Оскаровского комитета члены "Киносоюза" предлагают создать оргкомитет, в который бы вошли все выдающиеся деятели российской киноиндустрии. По мнению участников пресс-конференции, оргкомитет мог бы стать прообразом новой Оскаровской комиссии, в который организации кинематографистов делегировали бы по одному своему представителю на год.

Вместе с тем представители "Киносоюза" подчеркнули, что Никита Михалков также должен войти в реформированный Оскаровский комитет. Однако они затруднились сказать, согласится ли создатель "Цитадели" на это.

Кроме того, представители "Киносоюза" не исключили, что в результате в России появятся сразу два комитета по выдвижению фильмов на "Оскар". "Я не знаю, как будет развиваться эта ситуация. Но в любом случае понятно, что в том виде, как это существовало много лет... Вряд ли это будет длиться в таком же режиме", - отметил, в частности, Андрей Плахов.

Выбор читателей