Медведев хочет второй шанс

Если "поздний Путин" будет вести себя подобно "позднему Ельцину", то в течение следующих шести лет нас ждет рост влияния олигархов. В этой ситуации Медведев рискует стать обычным сменным премьер-министром




Дмитрий Медведев продолжит свои реформы как минимум в течение ближайших 15 лет, об этом заявил помощник российского президента Аркадий Дворкович в интервью американскому журналисту Ларри Кингу. Обещание было немедленно истолковано как декларация о намерениях. "Только что Аркадий Дворкович нам объявил, что Дмитрий Анатольевич будет баллотироваться либо в 2018 году, либо в 2024-м. Я прошу это записать", зафиксировал главред "Эха Москвы" Венедиктов, принимавший участие в беседе.

Это не первый случай, когда у Дворковича на языке то что, по общему мнению, на уме у его шефа. Помощник президента считается одним из самых близких к Медведеву чиновников и, как принято считать, озвучивает именно его позицию. На самом деле не все прогнозы Дворковича сбываются: напомним, в конце прошлого года помощник президента уверенно заявил, что Медведев "определенно хочет" баллотироваться на второй президентский срок. В итоге тот на второй срок не пошел, и даже лично предложил Владимиру Путину пересесть в президентское кресло.

Не исключено, что и на этот раз речь идет скорее о пожеланиях, чем о реальных возможностях: во-первых, 2018 и тем более 2024 год - слишком отдаленный горизонт планирования. Даже если предположить, что какие-то договоренности между участниками тандема существуют. Обещанная Медведеву должность премьера - хорошая позиция для потенциального перемещения в президентское кресло, но удержаться на этой позиции ему будет трудно: в ближайшие годы инициированные президентом декоративные реформы, вроде реформ политической системы и полиции, отойдут на второй план. Правительству придется заниматься другими проблемами, в первую очередь, непопулярными пенсионной реформой и реформой здравоохранения. И это будет происходить на фоне неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и практически исчерпанного стабфонда.

Если "поздний Путин" будет вести себя подобно "позднему Ельцину", то в течение следующих шести лет нас ждет рост влияния олигархов (в нынешних условиях следует говорить скорее о чиновниках, контролирующих госкомпании), частые рокировки в правительстве и неуклонное падение дееспособности всех звеньев госаппарата. В этой ситуации Медведев рискует стать обычным сменным премьер-министром, чье основное предназначение - принимать на себя ответственность за недееспособность вертикали власти.

Во-вторых, открытым остается вопрос о поддержке, на которую Медведев мог бы рассчитывать со стороны общественности и элит. Политическая база Путина - бюрократическая номенклатура, которая является основным получателем ресурсной ренты. Пока цены на энергоносители и другие экспортируемые ресурсы относительно высоки, номенклатура будет словами и делами голосовать за сохранение статус-кво, а слово "стабильность" будет главным политическим лозунгом "партии власти".

На этом фоне не находили и не найдут отклика провозглашенные Медведевым модернизация, борьба с коррупцией и прочие инновации. Действуя как самостоятельный политик, президент мог рассчитывать на поддержку некоторой части бизнеса (не самой значительной, потому что основные ресурсы контролируются госаппаратом) и отдельных либерально настроенных ученых и чиновников, вроде той команды, которая собралась под знамена президента в ИНСОРе. Но никак не большинства российского электората, имеющего по преимуществу левую ориентацию. Однако, оставив без ответа звучавшие весной призывы сторонников выступить, Медведев рискует во второй раз просто не собрать вокруг себя даже относительно широкий круг потенциальных сторонников - однажды он уже не оправдал их надежды на перемены.

В-третьих, имидж Медведева может пострадать из-за неэффективности начатых им реформ. Нет никаких предпосылок к тому, что полиция окажется эффективней ликвидированной милиции. И что парламентские выборы 2011 года приведут к изменению существующей политической конструкции. По данным последних соцопросов, в Госдуме может просто не появиться новых партий, не преодолевших 7%-й барьер, но получивших одно или два места в Госдуме (такие послабления для маленьких партий инициировал президент). Со всем этим багажом Медведеву будет не очень просто претендовать на пост президента. Ему даже будет трудно объяснить, какие же это реформы он намерен растянуть аж на целых 15 - если верить Дворковичу - лет.


Обсудить на Facebook

Читайте также

Выбор читателей