Султанна Французова: я влияю на демографию

Известный российский дизайнер рассказала, что она думает про свадебный кринолин с проволокой, дала совет, что носить девушкам этой осенью, и призналась, что русские - талантливы, а китайцы – трудолюбивы




Несколько лет назад Султанна Французова буквально ворвалась на российский рынок модной женской одежды и завоевала немалую его часть, а заодно и сердца девушек. Ее визитной карточкой стали женственные силуэты и удивительно нежные линии кроя, которые позволяли создать оригинальные образы. Агрессивная дисконтная программа, объединившая несколько российских брендов дизайнерской одежды, немало способствовала ее популярности, однако с экономической точки зрения была не самой удачной. После продажи бренда SultannaFrantsuzova, дизайнер стала сотрудничать с маркой SoFrench – до кризиса 2008 года. А теперь она вновь возвращается на российский рынок, но уже с собственным интернет-магазином. О своих планах Султанна рассказала во время онлайн-интервью на Yтро.ру.

"Yтро": Султанна, какие цвета актуальны в этом сезоне? И вообще, что надеть этой осенью, чтобы выглядеть как человек, идущий в ногу со временем?

Султанна Французова: Сейчас, в данный момент, очень актуален принт "горох". Это пик его популярности. Очень модны сейчас желтый, зеленый цвета. Очень модны юбки-колокола, а также объемные пальто и платья. Вообще, я считаю, что модно именно то, что идет именно тебе и никому больше. С такой позицией вы всегда будете красивы и всегда будете идти в ногу с модой.

"Y": Как вы считаете, в России сейчас стали одеваться лучше, чем раньше? Зависит ли это от того, что для массового потребителя стала доступна дизайнерская одежда или более дешевая подделка под нее?

С.Ф.: Одеваться стали, конечно же, лучше, потому что рынок стал большим и предложений очень много. Дизайнерская одежда стала очень доступной. Например, я не вижу ничего плохого в том, что Zara в своих коллекциях перенимает тренды Louis Vuitton или Prada, потому что не у всех есть возможность покупать эти марки. Я бы порекомендовала Prada и Louis Vuitton не сердиться на Zara, потому что они и им подобные все равно зарабатывают деньги на аксессуарах (обувь, сумки и косметика), а не на одежде. А одежда – это сегмент, в котором они обязаны быть и задавать тон для всех остальных.

"Y": Чувство стиля и вкус даны от рождения или вырабатываются со временем?

С.Ф.: Вкус дан от рождения, но любой человек может развить его в себе. Есть люди, которые интуитивно разбираются в цветах, чувствуют, что именно идет им: какая длина, какой силуэт. Есть люди красивые, хорошо одетые, есть одетые кое-как, но чудесные в душе. Некоторым все равно, в чем ходить, и не нужно осуждать их за это. Одежда - это не так важно в человеке, по крайней мере, для меня. Тем не менее, всегда приятно смотреть на красиво одетых людей.

"Y": Почему психология отечественного потребителя лояльнее относится к про-западным маркам с англоязычными названиями, нежели к русским? Неужели уже никому не под силу вернуть достоинство родного языка?

С.Ф.: Когда вы создаете продукт, нужно понимать, что в какой-то момент вы сможете продавать его на Западе, и на русском языке бренд не примут, потому что не смогут его прочитать. Китайцы и японцы же не пишут иероглифы на своих платьях. Например, японские дизайнеры Yamamoto, Miyake, Kenzo Takada называют бренды в честь себя. Это одна сторона. Но есть японцы, которые называют свои проекты французскими названиями. Это Comme Des Garcons, Merci beaucoup, Hysteric Glamour. Поэтому я за то, чтобы дизайнеры называли одежду своими именами, но писать по-русски - значит ограничивать свою деятельность пределами страны. Никто не будет покупать одежду, название которой написано русскими буквами, лучше все-таки писать латинскими, пусть это даже Katya Ogurtsova.

"Y": Вы сейчас работаете в Гонконге. Почему? Расскажите подробнее о своей команде.

С.Ф.: В данный момент я живу в Гонконге. Довольно часто езжу в Китай, поскольку он находится в двух часах езды на скоростном поезде, и там расположено наше производство. У меня работают англоязычные китайские менеджеры и ассистенты. То есть в Китае мой коллектив состоит полностью из китайцев. Они очень трудолюбивые. Может быть, не такие талантливые, как русские ребята, зато не такие ленивые. В России у меня тоже есть команда - это люди, которые отвечают за пиар и продвижение бренда.

"Y": А что случилось с вашими первыми торговыми марками?

С.Ф.: Что касается бренда SultannaFrantsuzova – его закрытие не зависело лично от меня. Просто в какой-то момент мой партнер решил продать марку, потому что она постоянно требовала дополнительных вложений. Компанию продали без моего участия, и я об этом узнала последняя. А что касается SoFrench, история была менее критической, для меня, по крайней мере. Случился кризис, кредитов не давали. Также была масса ошибок по структуре бизнеса, по его стратегическим аспектам. Пришлось проект закрыть. Все равно для меня это был колоссальный опыт, я благодарна всем людям, которые принимали участие в проектах.

"Y": Сможет ли интернет-магазин быть настолько же успешным, как традиционный бутик? Трудно покупать одежду без примерки.

С.Ф.: Это личный выбор каждого. Многие боятся покупать вещи через Интернет. Обычно это люди с нестандартными фигурами, которым нужно обязательно примерять одежду. Но в нашем случае есть опция "бесплатная доставка". Человек ничем не рискует: если ему вещь не подошла, то он может ее вернуть в течение двух недель, и только в случае возврата заплатить за приезд курьера. Это небольшой риск по большому счету.

Человек, покупающий в оффлайне, априори оплачивает аренду магазина. Поскольку мы сами производим одежду и сами ее продаем, у нас есть возможность делать небольшую наценку. В этом я вижу будущее интернет-проектов. Тем более что заказ можно сделать из любого города, сравнив цены. В России много городов, где нет известных марок, и у них нет возможности купить вещи по нормальной цене.

"Y": Почему вы творите только для женщин? Или создавать одежду для мужчин невыгодно? Или мужик должен только зарабатывать деньги, а женщина их тратить на шмотки?

С.Ф.: Мужчины у меня стоят в очереди, и они, честно говоря, последние. Первые - дети. Вторые - девушки нестандартных размеров. Мне кажется, мужчины очень консервативны, и для них делать одежду не интересно. Они могут подумать, что это одежда для людей нетрадиционной ориентации. А мужчины действительно должны зарабатывать. Но и женщины должны зарабатывать. И вместе заработанные деньги они должны тратить на шмотки для женщины (смеется).

"Y": В ваших коллекциях всегда было много платьев, юбок, легких блузок. Работаете ли вы над теплой одеждой?

С.Ф.: Конечно же, я работаю над теплой одеждой, хотя это сложно, потому что я живу в теплом климате. В Гонконге зимняя непогода не меньше +10°С , поэтому я прилагаю усилия, чтобы сделать коллекцию теплых курток на меху. Сейчас в коллекции больше платьев, но будут у нас и теплые платья, и пальто, и куртки, которые помогут согреться. Можно будет выглядеть красиво и быть в тепле.

"Y": Вы планируете запускать детскую линию?

С.Ф.: Качественные и стильные вещи для ребеночка мы планируем в первую очередь. У модных родителей должны быть модные дети, а прививать вкус детям нужно с детства, поэтому мы только за. Как только у нас появится детская коллекция, мы обязательно всех оповестим.

"Y": Планируете ли вы создать коллекцию вечерних платьев? Или может быть даже свадебных?

С.Ф.: Вечерние платья скоро поступят в продажу. У меня будет рождественская коллекция. На Новый год все девушки забывают о своих проблемах и мечтают о том, чтобы поскорее наступил праздник, чтобы надеть свое лучшее платье. Дизайнеры знают об этом и не спят - шьют самые красивые платья. И я не исключение. Также у меня в планах сделать свадебную коллекцию для девушек, которые не хотят выглядеть стандартно в кринолине с проволокой. Мне больно смотреть на то, как девушки это надевают. Я постараюсь сделать так, чтобы в самый прекрасный день своей жизни девушка была самой стильной невестой. Я постараюсь сделать цены демократичными, потому что это платье на один раз. И, возможно, платья будут такими, чтобы их можно было надевать на другие события. Возможно, мы сделаем эту коллекцию к весне - к началу сезона свадеб.

"Y": Что нужно для того, чтобы стать первоклассным модельером?

С.Ф.: Чтобы стать первоклассным модельером, нужно уметь понимать тех людей, для которых ты делаешь свой продукт. Нужно выбрать людей, которые симпатичны именно тебе, создать образ девушки, которую ты хочешь видеть в своем платье, и делать это с любовью. Нельзя работать только ради выгоды. Если думать о том, как сейчас выгодно я это продам, то не продашь ничего.

Есть девушки, которые ходили всю жизнь в мартинсах и штанах а-ля мужские, а придя в мой магазин, переодевались в нежные платья и писали мне письма благодарности. Одна девушка выходила замуж в моем платье. Мне очень приятно, когда мне пишут о том, что я что-то сделала, чтобы девушка познакомилась со своим будущим мужем и стала счастливой. Если таких девушек будет много, и я повлияю на демографию нашей страны, то это самое большое счастье для меня и самая большая услуга, которую может оказать модельер. Не знаю, можно ли это назвать первоклассностью, но мне очень приятно, что я хоть на миллионную долю принесла хорошие эмоции в жизнь людей.

"Y": Где лучше всего учиться, чтобы стать хорошим дизайнером? В России есть школы, дающие хорошее образование в этой сфере?

С.Ф.: Лично я училась в Лаборатории моды Вячеслава Зайцева в Москве. Там и сейчас работают мои любимые преподаватели Люда Давыдова и Лена Ржевская. Я знаю, что есть очень сильная школа в Омске: оттуда выходит много сильных ребят. Если вы хотите поступать, то я рекомендую именно туда. У меня работает много ассистентов из Омска, мы специально искали их там. Но все это следует подпитать работой на производстве, где шьют одежду. Каждый дизайнер должен пройти такую школу жизни. Если ваши теоретические знания не будут подкреплены практикой, то время обучения будет потрачено зря. Пять лет жизни коту под хвост, если вы не получили опыт в реальной работе. Если вы не научитесь решать проблемы, которые там возникают, вам лучше заняться чем-то другим.

ВСЕ ОНЛАЙН-ИНТЕРВЬЮ НА "YТРО.РУ"

Выбор читателей