Обнаружена колыбель всего живого

Несколько миллиардов лет назад в древнейших вулканах в Гренландии были созданы все необходимые условия, в которых могли появиться самые первые примитивные формы жизни на Земле

В середине октября этого года было обнаружено место, где много миллиардов лет назад появились первые признаки жизни на Земле. Ученые считают, что грязевые вулканы Исуа на юго-западе Гренландии стали колыбелью самых первых простых форм жизни. Около 4 млрд лет назад эти вулканы создали комфортные условия, в которых первые биомолекулы смогли сформироваться благодаря химическому составу среды.

Впервые ученые натолкнулись на полностью пригодную для зарождения жизни среду в вулканических породах, насчитывающих 3,8 млрд лет. Это открытие сделали геологи из Лионского университета, чье исследование опубликовано в научном журнале Proceedings of the National Academy of Science.

Минерал серпентинит, из которого состоят эти вулканы, часто используется при производстве ювелирных изделий. Его еще называют змеевик, он имеет характерный темно-зеленый цвет. Эта горная порода появляется в зонах субдукции, там, где океанические плиты сталкиваются и одна заходит на другую. Грязевые вулканы, которые исследовали французские ученые, появились именно в такой зоне, они поднялись на поверхность планеты практически сразу после образования ядра Земли.

Считается, что жизнь могла возникнуть вблизи гидротермальных источников, находящихся на дне океанов. Их называют "черные курильщики", поскольку они окружены клубами густого темного дыма из-за большого выброса рудных компонентов. Среда в регионах с подводными гейзерами богата водородом, метаном и аммиаком. Эти химические элементы могли способствовать рождению ранних форм жизни. Однако ученых всегда настораживала высокая кислотность среды, ведь в таких условиях свободные соединения аминокислот не могли бы оставаться стабильными, то есть не могли бы образовать органические молекулы - самые простые формы жизни.

Группа исследователей под руководством Франсиса Альбареда пришла к выводу, что именно вулканические породы Исуа, которые являются старейшими на планете, могли сформировать условия, в которых простые аминокислоты соединялись бы в сложные образования. Не очень высокая температура и щелочная среда качественно отличают их от "черных курильщиков".

Интересно, что по содержанию цинка среда Исуа напоминает ту, которая сейчас существует в районе Марианской вулканической гряды в Тихом океане, где находится скопление подводных вулканов. Это современная зона столкновения континентальных плит.