Китай послал европейцев подальше

Развивающиеся страны не горят желанием спасть еврозону. Пока раскошелиться готова лишь Россия, да и то несущественно. Остальных ЕС надеется переубедить на саммите G20 в Каннах




Решение саммита ЕС о списании половины греческого долга и предшествовавшая ему ратификация соглашения о расширении объема Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) отсрочило потенциальный кризис евро, но не предотвратило. Не одной Грецией сегодня обеспокоен Евросоюз. И если вдруг потребуется спасать Италию или Испанию, даже обещанный Германией €1 трлн окажется каплей в море. Между тем выбивать деньги из собственных налогоплательщиков становится все труднее, и европейские власти с надеждой взирают на относительно благополучные в нынешних условиях развивающиеся страны. Однако пока раскошелиться готова лишь Россия, да и то несущественно.

В понедельник помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что Россия может дать Еврозоне до $10 миллиардов. Намерение финансово поддержать Европу через механизмы МВФ наша страна, по его словам, уже подтвердила, и никаких дополнительных решений здесь не требуется. Но также возможно рассмотрение варианта прямого выделения средств нуждающимся государствам. "Формально никаких запросов от ЕС не было, если они обратятся с таким запросом, тогда компетентные органы - Минфин, ЦБ, правительство, потребуется также одобрение президента - будут рассматривать серьезно такой запрос и возможность оказания поддержки", - пояснил Дворкович. Сумма ориентировочная, добавил он, и при оказании двусторонней помощи Россия должна понимать, какие механизмы мониторинга использования поддержки будут реализовываться.

Озвученная цифра невелика и выражает, скорее, не реальное намерение профинансировать спасение утопающих, сколько политический жест доброй воли. Хотя Европа – основной покупатель российских энергоресурсов, и Москва в стабильности региона заинтересована не менее, чем Брюссель, вытаскивать партнера из долговой ямы уж слишком накладно. Тем более что никаких особых преференций взамен никто не обещает.

Схожие чувства, судя по всему, испытывает и китайское руководство. Еще в пятницу The Financial Times со ссылкой на советников китайского правительства сообщила о том, что Китай может вложить в EFSF от $50 до $100 млрд, в зависимости от участия других государств и условий, предлагаемых европейцами. Пекин и ранее не скрывал, что рассчитывает в обмен на свои деньги получить от ЕС некоторые уступки. В частности, речь может идти о прекращении критики валютной политики КНР и требований отпустить в свободное плавание курс юаня.

Однако переговоры с главой EFSF Клаусом Реглингом, прошедшие в Пекине в минувшие выходные, окончились неудачно. Вожделенных уступок Китай не получил и, в свою очередь, отказался от инвестиций в фонд. У Европы достаточно собственных ресурсов для преодоления бюджетно-долгового кризиса, спустя день заявил председатель КНР Ху Цзиньтао. "Мы убеждены, что мудрость и компетенция политиков Европы позволит им преодолеть текущие проблемы", – сообщил он после встречи с федеральным президентом Австрии Хайнцем Фишером в Вене, куда прибыл с официальным визитом.

Накануне агентство "Синьхуа" (официальный рупор китайского правительства) опубликовало комментарий, в котором призвало Европу не рассчитывать на Китай как на "избавителя" от постигшего ее кризиса. При этом КНР оставляет за собой право оказать помощь своим европейским "друзьям" по "мере возможности". К слову, европейские друзья являются вторыми в мире потребителями китайских товаров после США.

Если даже ключевые торговые партнеры не горят желанием спонсировать погрязшие в долгах страны зоны евро, что и говорить об остальных. Бразилия и Индия еще раньше отказались приобретать облигации EFSF и проблемных европейских стран. Причем, глава бразильского Минфина Гвидо Мантега выразил ту же мысль, что и китайский лидер – искать пути выхода из сложившегося положения следует в самой Европе.

Впрочем, у ЕС еще теплится слабая надежда на то, что развивающиеся страны сменят гнев на милость. Вопрос о наполнении EFSF включен в повестку запланированного на этой неделе саммита G20 в Каннах.

Выбор читателей