Греф придумал, как бороться с кумовством

Российскую корпоративную культуру нередко упрекают в зацикленности на иерархии, непрозрачности, воровстве и иных смертных грехах. Зачастую весьма справедливо


ФОТО: РБК



Российскую корпоративную культуру нередко упрекают в зацикленности на иерархии, кумовстве, непрозрачности, воровстве и иных смертных грехах. Зачастую весьма справедливо. Предложения о том, как улучшить ситуацию, звучат регулярно, однако чаще всего они сводятся к единому рецепту - завозу иностранных менеджеров. Ничего странного в этом нет: действительно, подступиться к махине российского бизнеса, сформированной во многом еще по правилам бандитских 1990-х, нелегко.

Герман Греф, ныне глава Сбербанка, предложил быстрый путь к тому, чтобы волна новых, креативных менеджеров, по крайней мере, разбавила застоявшееся болото, состоящее из "родственников", "сынков" и так далее. Слово, обозначающее суть его предложения, непонятное, иностранное, но отчего-то вдохновляющее. Краудсорсинг.

Краудсорсинг - это вовлечение из социума, из массы людей (англ. crowd - скопление, множество, толпа) в совместную работу тех, кому эта работа интересна и кто хочет в ней проявить себя. Все происходит исключительно на добровольной основе: все желающие выдвигают какие-либо идеи по заданной теме и только лучшие из них затем позволяют авторам "капитализировать" свои предложения. Греф решил организовать "общероссийский краудсорсинг", предлагая присылать инновационные идеи, касающиеся развития страны в целом и Сбербанка в частности на ближайшие десять лет.

Что интересно, Греф говорил не только об идеях, но и о людях, которые могут выдвинуться "из низов" благодаря новому подходу. "Это технологии будущего, которые перевернут XXI век. Я уверен, краудсорсинг будет переворотом во всех технологиях управления, - заявил глава Сбербанка прессе. - Краудсорсинг - это не только поиск идей, но и поиск людей". Действительно, вполне "по-русски" было бы взять чужую идею и присвоить ее себе. Но если это не просто стремление "распилить бюджетное бабло", то гораздо эффективнее будет взять на работу того, кто эту идею придумал. Причем сразу же на какую-нибудь руководящую должность.

В самом Сбербанке принцип краудсорсинга работает уже больше года - в виде проекта "Биржа идей". Все желающие могут предлагать свои идеи по рационализации рабочего процесса. Если предложение дает реальный эффект, выдвинувший его получает денежную премию и перспективу карьерного роста. По словам Грефа, всего за год "энергия масс" позволила банку сэкономить 7 млрд рублей.

Выбор читателей