Таджики боятся остаться ни с чем

Таджикская диаспора в Москве утверждает, что скандал с летчиками - это финансовая афера, которую хотят использовать для того, чтобы не выдавать двум миллионам таджиков-гастарбайтеров зарплату за год




"Таджикские мигранты: что дальше?" - эта скандальная тема пресс-конференции, прошедшей в РИА "Новости", не привлекла внимание российской прессы, зато заинтересовала журналистов западных изданий, которые по ходу действия постоянно лезли с вопросами: "Что такое кэпэзэ? Мы не понимаем!", "Почему? Кто виноват?". На последний вопрос ведущий пресс-конференции отвечал сам: виноваты во всем, оказывается, сами таджики. Русский язык они не учат, работают нелегально. Одним словом, сплошное безобразие.

Однако участники пресс-конференции - председатель Общероссийского общественного движения "Таджикские трудовые мигранты" Каромат Шарипов, юрист-правозащитник, руководитель Союза молодежи Таджикистана в России Анварджон Хакназаров и главный редактор газеты "Голос Таджикистанцев" Антонина Бальян - с такими выводами были не согласны. По словам Антонины Бальян, на курсы русского языка в Таджикистане у бедняков просто нет денег.

По словам Каромата Шарипова, пока он и адвокаты пытались вызволить из КПЗ задержанных за последние четыре дня граждан Таджикистана, там же, в спецприемниках, было обнаружено порядка 79 человек, которые сидят уже по пять месяцев и больше: "И это при том, что задерживать больше, чем на две недели, не имеют права", - отметил Шарипов. По его словам, после "дела летчиков" только за три дня, с 11-го по 14-е, в КПЗ были отправлены более 300 человек. За одну ночь накануне пресс-конференции (с 14-го на 15-е), согласно информации Шарипова, в кутузку попали 126 таджиков. И это при том, что виза для проживания в России гражданам Таджикистана не нужна, нужно одно только разрешение на работу.

По мнению участников пресс-конференции, российская сторона с самого начала пустила "дело летчиков" на самотек, чтобы в последний момент разыграть патриотическую карту, приурочив это к выборам в Госдуму. "Почему российский посол в Таджикистане восемь месяцев ничего не делал?" - задался вопросом Анварджон Хакназаров.

Впрочем, как сказали представители таджикской диаспоры, российская сторона преследует в этом деле не только политическую выгоду. Как выяснилось в ходе пресс-конференции, большинство из двух миллионов таджиков-гастарбайтеров получают зарплату всего один раз в году - в декабре. После этого примерно миллион работяг временно покидают Россию, уезжая на несколько месяцев к себе на Родину.

Как сообщил Каромат Шарипов, долги по зарплате перед гастарбайтерами только в одной Москве исчисляются сегодня десятками, а кое-где и сотнями миллионов рублей. В столице, по его оценкам, работают порядка 400 тысяч граждан Таджикистана.

По сведениям Каромата Шарипова, под шумок "летного скандала" в ФМС звонят работодатели и предлагают отстегнуть инспекторам кругленькую сумму, чтобы те "неожиданно" нагрянули, повязали их работников-таджиков и депортировали в Таджикистан. Рабочий из Таджикистана в Москве и области зарабатывает, по словам спикеров, $250 - $300 в месяц. Итого за год набегает до 100 тыс. рублей. О том, соглашаются ли инспекторы на такого рода предложения, Шарипов умолчал.

Между тем у московских властей есть серьезные аргументы в пользу ужесточения миграционной политики. Согласно статистике, каждое второе преступление в городе совершают приезжие. Сергей Собянин даже счел нужным озвучить эти данные на празднике по случаю Дня сотрудников органов внутренних дел. "Наш город был всегда открыт для законопослушных, уважающих наши традиции людей, но мы вправе требовать, чтобы гости нашего города, откуда бы они ни приезжали, соблюдали закон и нормы поведения, принятые в столице", - объяснил мэр теперь уже полицейским.

Выбор читателей