Над руинами СССР поднимается колосс на глиняных ногах

Решение России, Белоруссии и Казахстана о создании Евразийского экономического союза пока выглядит довольно неоднозначно. Уже сегодня очевидно, что объединяющиеся страны собрали и умножили все основные ошибки ЕС и еврозоны


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Главным событием минувшей недели на просторах СНГ стало подписание главами государств России, Белоруссии и Казахстана Декларации о евразийской экономической интеграции и Договора о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Эти документы являются важнейшей вехой на пути к созданию на основе Таможенного союза нового объединения государств – Евразийского экономического союза.

Судя по заявлениям первых лиц, процедуры по ратификации договора не займут много времени. Так, Дмитрий Медведев сообщил, что он без промедления "внесет соответствующие документы в Государственную думу".

"Мы идем на это сознательно, и мы понимаем, кто интегрируется в наш Евразийский экономический союз. Это не конгломерат разрозненных стран, а пока это три страны, у которых была общая история, общее прошлое и которые развиваются по сходному сценарию", – отметил российский президент, прозрачно намекнув на некоторое сходство нового образования с СССР.

Предполагается, что нынешний состав участников объединения не окончательный. По словам Виктора Христенко, выдвинутого на пост главы Евразийской экономической комиссии, наиболее вероятные претенденты на присоединение – Таджикистан и Киргизия. "Вступление будет предполагать определенный процесс, связанный с приведением в надлежащее состояние экономики стран-претендентов. Их внутреннее законодательство и нормативная база должны будут точно соответствовать тому, чтобы происходит в наших трех странах", – пояснил Христенко, напомнив, что "в Евразийское экономическое сообщество, помимо России, Белоруссии и Казахстана входят еще Таджикистан и Киргизия".

С 1 января 2012 г. вступает в силу пакет из 17 соглашений, регламентирующий функционирование Единого экономическое пространства (ЕЭП). "Вслед за таможенно-тарифной политикой, за таможенным регулированием, общей внешней границей появляются новые направления, – отметил Христенко. – Конкурентная политика, тарифная политика, естественные монополии, координация валютной и кредитно-денежной политики и так далее".

Самым интересным моментом создания нового объединения может стать формирование на его базе валютного союза. Подобное решение может быть принято в 2015 г., когда, по планам, должен быть достигнут достаточный уровень интеграции.

"Задача состоит в том, чтобы за три года уровень интеграции, координации в этих направлениях достиг той глубины и того осмысления, которое позволит в 2015 году, принимая решения о Евразийском экономическом союзе, определить, что же мы можем себе позволить дальше. Выходим ли мы на валютный союз, движемся ли мы в ту сторону, и какой должен этому соответствовать уровень координации валютной, кредитно-денежной и финансовой политики", – сообщил Виктор Христенко в интервью Russia Today.

Валютную тему дополнил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, заявивший о том, что валютой нового союза должна быть некая новая денежная единица: "Считаю, что ни одна национальная валюта, включая, конечно, мощный рубль не годится. Должно быть другое название, другая валюта".

Насколько оправданно появление на территории СНГ нового союза, каковы его политические и экономические перспективы и перспективы появления его единой валюты?

Углубление интеграции на постсоветском пространстве, осуществляемое по инициативе России, принесет ей вполне ощутимые выгоды. В первую очередь, речь идет о 170-миллионном рынке, свободном от внутренних таможенных барьеров. Крайне важно, что на образовавшемся пространстве вполне могут найти спрос российские несырьевые товары, по понятным причинам не имеющие рынка сбыта за пределами стран союза. Немаловажна и перспектива восстановления прежних и налаживания новых горизонтальных связей и кооперации между предприятиями трех стран.

В политическом плане создание Союза особо актуально в преддверии большого и неоднозначного выборного сезона. Любое упоминание о союзах и интеграции вызывает у части электората ностальгические воспоминания об СССР, что накануне выборов совсем нелишне.

Для Казахстана участие в союзе перспективно в плане создания противовеса усилению экономического, а впоследствии и политического влияния Китая. Благодаря союзу с Россией позиции Казахстана в отношениях с КНР заметно укрепятся.

Что касается Белоруссии, вступление в Евразийский экономический союз позволит режиму Лукашенко продлить свое существование за счет российской экономической поддержки.

И все же говорить о Евразийском экономическом союзе как об исключительно успешном проекте пока преждевременно. Примечательно, что новый виток интеграции на постсоветском пространстве строится на принципах, использованных при создании ЕС. В первую очередь, это касается сохранения исключительного суверенитета входящих в него государств. Создание мощной правящей надгосударственной надстройки в силу ряда обстоятельств, прежде всего, из-за многовекторной политической направленности стран-участниц, выглядит практически невозможным. Это означает, что на мировой арене Союз не сможет оперировать как единое государство. У него всегда будет остаться потребность в согласовании интересов между участниками. Даже сейчас России не всегда удается с первого раза достичь взаимопонимания по тем или иным вопросам с Белоруссией или Казахстаном, а в рамках Союза необходимость таких согласований возрастет на порядок. На сегодняшний день это одна из основных проблем, нивелирующих базовые преимущества образования.

Еще одна сложность основана на страхах местных элит, опасающихся потерять свое влияние на фоне прихода "старшего брата" в лице России. "Что касается Российской Федерации, то она, безусловно, является очевидным претендентом на лидерство в регионе (ее экономика – это 80% экономики СНГ), – говорит директор Института стран СНГ Константин Затулин. – Это закладывает не только преимущества, но и проблемы для интеграционных планов. С такой потенциальной мощью она выглядит стеснительно для малых стран, которые боятся, что Россия просто не заметит их в составе общего интеграционного объединения. С этим связаны страхи их политических элит, которые предпочитают быть "первыми в своей деревне", чем "вторыми в Риме".

Что касается присоединения к Союзу Таджикистана и Киргизии, трудно до конца понять, добавят они что-то к общему потенциалу или, наоборот, отнимут. В первую очередь, это относится к Киргизии с ее бесконечными проблемами.

Перспектива введения единой валюты Евразийского экономического союза на ближайшее время выглядит абсолютно нереальной. В первую очередь, это связано с несопоставимым уровнем развития и типом экономик стран-участниц Союза. По сути, речь идет о повторении ошибок, допущенных при создании зоны евро. Самым слабым звеном в этом отношении будет являться Белоруссия. Попытки введения единой валюты в Союзном государстве России и Белоруссии предпринимаются на протяжении многих лет и до сих пор не имеют успеха. С одной стороны, включение Белоруссии в единое валютное пространство с кем бы то ни было потребует полного изменения всей финансово-кредитной системы страны. С другой, наличие собственной валюты обеспечивает Белоруссии необходимый суверенитет, позволяющий Лукашенко осуществлять маневры как на внешней, так и на внутренней политической арене. Общая валюта лишает белорусского лидера необходимого влияния, в связи с чем он и дальше всеми силами будет противиться ее введению.

Более того, негативный пример еврозоны указывает на необходимость наличия федеративных конструкций в системе политического и экономического управления Союзом. В противном случае валютный союз постигнет хаос, наблюдаемый сегодня в зоне евро. Все это полностью исключает возможность появления единой валюты в Евразийском экономическом союзе в ближайшей перспективе, а возможно и вообще. Не исключено, что со временем начнет работать некая общая квазивалюта, используемая при внутренних расчетах. Однако эффективность такого шага не очевидна из-за невозможности ее хождения и котирования за пределами объединения.

Таким образом, решение России, Белоруссии и Казахстана о создании Евразийского экономического союза выглядит пока довольно неоднозначным. Объединительный процесс затрагивает страны с различным уровнем экономического развития и разными внутри- и внешнеполитическими приоритетами. Уже сегодня очевидно, что объединяющиеся страны собрали и умножили все основные ошибки ЕС и еврозоны. По этой причине перспективы такого союза выглядят достаточно туманными. Не исключено, что вся эта интеграция приведет к появлению на просторах бывшего СССР нового неуправляемого колосса на глиняных ногах или очередного формального объединения типа СНГ.

Выбор читателей