Вторая египетская революция

Похоже, что бунтарские настроения в Египте искусственно подогреваются. И если задать знаменитый вопрос "Cui prodest?", ответ напрашивается только один


Площадь Тахрир вечером 21 ноября. ФОТО: AP
ВСЕ ФОТО



Временное правительство Египта заявило в понедельник вечером о своей отставке – это произошло на третий день столкновений с армией тысяч демонстрантов на уже прославившейся в этом году площади Тахрир. Решение об отставке правительства за неделю до выборов в нижнюю палату парламента толпа встретила с ликованием и криками "Аллах велик!". При этом никто и не подумал расходиться: собравшиеся не намерены прекращать протесты до тех пор, пока военные полностью не сдадут властные полномочия. Кому? Это не очень понятно, ведь, повторю, до выборов нового, не временного гражданского правительства осталось меньше недели. Странно наблюдать, как египтяне внезапно прониклись острым отвращением к правительству, которое успело побыть у власти считанные месяцы. Скорее, похоже на то, что бунтарские настроение искусственно подогреваются. И здесь следует задать знаменитый вопрос из области римского права: "Cui prodest?" ("Кому выгодно?").

Ситуация с армией в Египте на данный момент такова, что фактически правительство опирается на нее и ею же контролируется. И среди протестующих распространяются опасения, что после выборов ничего в этом плане не изменится, кроме, может быть, лиц в правительстве. По крайней мере, именно эти соображения высказал западным журналистам один из активистов на площади Тахрир: "Мы не уйдем с площади, пока не появится национальное правительство, представляющее наши интересы и берущее на себя всю ответственность".

В армии, руководимой маршалом Тантауи, в свою очередь, уверены, что кто-то искусственно подогревает общественность, планируя очередной раунд дестабилизации. "Кто-то вбивает клин между народом и военными. Есть некая невидимая рука, направляющая действия толпы на улицах, расширяя разрыв между массами и армией", – заявил в понедельник на пресс-конференции генерал Саид Аббас.

И тут возникает некоторое поле для фантазий: откуда именно растет эта "невидимая рука" и кто ею водит? Копты? Это даже не смешно – они слишком малочисленны и практически лишены влияния на толпу, хотя тоже явились на Тахрир, напомнить военным про побоище в октябре. Сторонники Мубарака? Уж сколько их там осталось – вряд ли больше, чем коптов, и с влиянием у них не лучше. Либералы? А им это зачем, перед самыми выборами? Бардак и бунты – не лучшая питательная среда для культивации в народе либеральных идей.

Так что, если повторить вопрос – кому выгодно то, что происходит в Египте перед выборами, ответ будет напрашиваться следующий: "Братьям-мусульманам". С одной стороны, есть все предпосылки к тому, что на выборах они одержат убедительную победу, прибыв к власти самым что ни на есть демократическим путем, а с другой – никогда не вредно лишний раз поддержать народ в убеждении, что злобный враг готовится отнять завоевания антимубараковской революции, а спаситель у него только один.

Как уже не раз отмечалось, армия в Египте осталась последней действующей организованной госструктурой, единственной силой, которая может что-то противопоставить мощи "Братьев". Но есть одно "но", объясняющее, почему новые бунты на Тахрире предназначены не только для внутреннего пользования.

Армия Страны пирамид стоит перед дилеммой. Она не знает, что ей делать, так как не понимает, как будут реагировать на ее действия те, кто ранее поддерживал Мубарака, а потом сдал его толпе. Как заявил пресс-секретарь Белого дома Джо Карни, "США продолжают быть уверены в том, что все эти трагические события не должны стать помехой на пути выборов". Но при этом не вполне ясно, что произойдет с теми, кто получит власть в результате выборов.

А вдруг толпа с ее "невидимой рукой" посчитает, что выбраны не те, кто надо? Что тогда делать генералам с маршалом Тантауи? Сложилась абсурдная ситуация: армия все еще в состоянии навести порядок и дать провести выборы нормально. Или довольно сильно прижать эту "невидимую руку", чтобы после выборов она не вздумала опять лезть на Тахрир. Но существует опасность, что потом имя Тантауи пополнит список, который возглавил Каддафи. Маршалу очень не хотелось бы стать очередным персонажем "мобильного видео" линчевателей. Ведь за "Братьев" могут вступиться те, кто помогал демократам из "Аль-Каэды" в Ливии – оружием, авианалетами и деньгами...

При этом бездействие в сложившейся ситуации – тоже не выход. С каждым часом армейские власти теряют и влияние, и "фактор угрозы". Границы разрешенного, которые постоянно проверяют "Братья-мусульмане", так же постоянно прогибаются и скоро вообще перестанут кого-либо сдерживать. Вряд ли это будет тот момент, когда в Египте восторжествует вымечтанная западными экспертами власть народа. По крайней мере, результат будет кардинально отличаться от фантазий – потому что это будет демократия по закону шариата.

## AP ©

Выбор читателей