Cуперпузыри посылают лучи из космоса

Ученым удалось установить источник загадочных потоков энергии из космоса. При помощи телескопа Fermi они определили место их образования, расположенное в 4,5 тысячах световых лет от нашей планеты

Тайна энергетических лучей, которые приходят из космоса, почти целое столетие занимает умы астрофизиков. Их происхождение является загадкой, до сих пор никому не удавалось проследить, откуда они исходят. Однако на этой неделе международная исследовательская группа выступила с поразительным заявлением. Космические лучи образуются в суперпузырях из газа и пыли, которые располагаются в далеком созвездии Лебедя.

Дело в том, что вычислить, где находится источник энергетического излучения, невероятно трудно. Поскольку лучи состоят из заряженных частиц, они могут попадать в магнитное поле звезд на своем пути сквозь космическое пространство. Поэтому их траектория меняется, и не один раз, за время долгого путешествия.

До настоящего времени ученые могли лишь выдвигать гипотезы о происхождении лучей. Предполагалось, что они образуются в области формирования новых звезд. Массивные звезды могут выпускать потоки заряженных частиц. Согласно другой версии, высокоэнергетические лучи возникают при взрыве сверхновых.

Исследование, опубликованное сегодня в журнале Science, предлагает совершенно иное объяснение этому загадочному явлению, которое поразило астрофизиков. Космические лучи образуются в суперпузырях, созданных скоплением молодых массивных звезд, окруженных облаком газа и пыли.

Орбитальный телескоп NASA Fermi засек мощный поток излучения, исходящий как раз из такого пузыря в области Х созвездия Лебедя. В этой точке пространства располагается скопление массивных звезд, называемое Лебедь ОВ2. Оно находится на расстоянии в 4,5 тыс. световых лет от нас и объединяет более 500 светил, каждое из которых в десять раз превышает массу Солнца.

"Мы впервые смогли обнаружить космические лучи, да еще и на стадии их появления, в области скопления массивных звезд", - поделился своим восторгом Луиджи Тибальдо, экспериментальный физик из университета города Падуя.

"Обнаруженные нами лучи были будто заключены внутри суперпузыря и пытались вырваться наружу. Это совершенно изменило наш взгляд на влияние энергетического излучения на окружающие объекты. Если лучи попадают в область формирования звезд, то химический состав звезды может изменяться", - пояснила астрофизик Изабелль Гренье из парижского Университета Дидро.

Надо отметить, что этот суперпузырь не имеет ничего общего с необычным явлением, попавшим в поле зрения телескопа Hubble в декабре прошлого года. Тогда на расстоянии около 160 тыс. световых лет от Земли обнаружили необычную сферу, по форме напоминающую гигантский елочный шар.

Тончайшая сферическая оболочка, которая на снимке телескопа оказалась красно-розового цвета - это газовое облако, которое образовалось из-за взрывной волны, выброшенной при возникновении сверхновой звезды в Большом Магеллановом Облаке, сравнительно небольшой галактике. Структура оболочки "елочного шара" неоднородна, это объясняется различной плотностью в слоях межзвездного газа.

Диаметр космического пузыря составлял примерно 23 световых года, при этом он постоянно расширялся со скоростью около 18 млн км/час.

С помощью телескопа Hubble за данным участком Вселенной наблюдения ведутся с осени 2006 года. Изначально гигантский пузырь изучали через фильтр, позволяющий видеть свечение водорода. Однако на уже имеющиеся снимки наложили фото видимого спектра. Получилась картинка, на которой отчетливо проступил гигантский красный шар.