Москву накрывает эпидемия неизвестности и страха

Число заболеваний ОРВИ достигает эпидемических масштабов, однако чиновники от медицины хранят подозрительное молчание. Самое страшное состоит в том, что на этот раз никто не может сказать, с каким именно вирусом нам предстоит столкнуться


ФОТО: АР



У москвичей приход зимы обычно ассоциируется с долгожданным снегом, готовым, наконец-то, скрыть надоевшую всем осеннюю грязь, бодрящим морозом и, конечно, приближающимся Новым годом. Но зима в нашей полосе - это еще и почти неизбежные эпидемии гриппа, ОРВИ и других простудных заболеваний.

Все эти напасти свойственны второй половине зимнего периода и, казалось бы, у нас еще есть время без особых разочарований встретить Новый Год, а дальше будь что будет. К тому же прививки, противопростудные препараты и защитные марлевые повязки, не говоря уже о своевременных предупреждениях врачей, никто пока не отменял. По крайней мере, так было всегда.

Однако в этом сезоне определенно происходит что-то странное. По крайней мере, такие выводы напрашиваются из плохо поддающихся логическому осмыслению действий наших медицинских властей. Странное поведение чиновников от официальной медицины, доверять которой мы приучены с детства, на сегодняшний день лишь нагоняет чувство растерянности и нарастающего страха.

Совсем недавно главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко заявил о том, что эпидемия гриппа в Москве может начаться лишь после новогодних праздников и продлится не более восьми - десяти недель. По его словам, к эпидемическому порогу ситуация может подойти только ко второй половине декабря. "А там школьники уйдут на каникулы, и все будет нормально", - пояснил Онищенко. Однако, по словам врача, стразу после каникул, когда школьники вернутся в классы, "все будет по полной программе".

Понятно, что ничего радостного в подобных прогнозах содержаться не может, за исключением того, что все озвученное главным санитарным врачом - это типовой сценарий, повторяющийся из года в год. Пугает же москвичей совершенно другое. На фоне полного молчания со стороны медицинских чиновников в течение нескольких дней блогосфера практически взорвалась тревожными сообщениями о разгорающейся эпидемии.

"Вчера заболела одна моя подруга. Неделю назад - коллега. А меж тем о начале эпидемии в городе пока не слышно. Скажете, два случая - это еще не эпидемия?" - вопрошает в своем ЖЖ известный блогер Наталья Радулова. На первый взгляд, мало ли какие выводы можно сделать из двух случаев заболевания. Однако на самом деле все далеко не так просто.

"Так вот, подруга, которая заболела вчера заразилась от сына, - продолжает Радулова. - В прошлую пятницу мальчик пришел из школы с температурой 38. С понедельника в школе каникулы, и детей должны были организованно вести в театр. Мероприятие сорвалось, так как болеет чуть ли не весь класс. Администрация школы стоит на ушах. Об эпидемии никто не предупреждал, приходится принимать меры в авральном порядке".

Итак, какие выводы первым делом приходят на ум из данного (и далеко не единственного) сообщения? Болезнь проходит при высокой температуре тела и быстро передается от человека к человеку. Это очень напоминает проявления гриппа или, как минимум, особо жесткой формы ОРВИ. Быстрота распространения заболевания свидетельствует ни много ни мало о его эпидемическом характере. И это при том, что эпидемии обычно так рано не начинаются.

"Теперь самое интересное, - продолжает Наталья Радулова. - Обычно об эпидемиях предупреждают заранее, советуют принимать меры, меньше бывать в людных местах, пить витамины. В этом году - тишина..."

Особое удивление вызывает то, что для властей происходящее вовсе не секрет. В своем посте блогер приводит письмо руководителя департамента здравоохранения города Москвы Леонида Печатникова, адресованного главным врачам ведущих московских клиник. В письме чиновник требует от руководителей лечебных учреждений "в связи с ростом сезонной заболеваемости среди взрослого и детского населения" провести комплекс подготовительных мероприятий, включая создание резерва медицинских коек и медикаментов. Врачам указано быть полностью готовым к массовому поступлению больных.

Так что же происходит, чего так опасаются и почему молчат медицинские власти? Об ответе на этот вопрос большинству из нас остается только догадываться и сопоставлять немногочисленные и разрозненные факты. Результаты же такого сопоставления способны, мягко говоря, удивить.

В середине ноября Геннадий Онищенко на пресс-конференции в Москве традиционно рассказывал журналистам о предстоящей эпидемии простудных заболеваний и гриппа. При этом мало кто из собравшихся обратил внимание на некоторые факты, озвученные врачом. Так, по его словам, в мире может появиться новая опасная мутация вируса свиного гриппа. Возникнуть он может в результате слияния вируса H3N2 и штамма H1N1 - 2009 "Калифорния". До последнего времени тяжесть и скорость распространения смертельно опасных вирусов сдерживались тем, что грипп мог передаваться человеку только от птицы или другого животного. Передача вируса от человека к человеку была невозможна. По крайней мере, до последнего времени.

"В июле - августе 2011 года в двух штатах США было три случая лихорадочного распространения респираторного заболевания, вызванного гриппом H3N2 свиного происхождения, которое несет в себе ген матричного белка пандемического вируса H1N1 2009 года. За этими мутациями на очень тонком уровне ведется глобальный мониторинг, - заявил Онищенко. - Если, не дай бог, этот H3N2 с этим H1N1 - 2009 "Калифорния" сойдутся в каком-то биологическом субстрате в виде человека или животного, может произойти нечто очень серьезное".

Что такое "нечто очень серьезное" в понимании Онищенко, догадаться не трудно. Вирус-мутант может получить то самое свойство, отсутствие которого в свое время спасло мир от пандемии - он может "научиться" передаваться от человека к человеку. В этом случае обычная сезонная эпидемия гриппа может превратиться в катастрофу мирового масштаба. Тот факт, что в нынешнем году шквал заболеваний обрушился значительно раньше своего обычного срока может свидетельствовать о самых страшных изменениях, произошедших с вирусом.

Из всего этого, включая молчание властей, растущую панику в блогосфере и практически моментальное исчезновение из продажи марлевых повязок, напрашивается только один неутешительный вывод: эпидемия началась. Самое же страшное состоит в том, что никто из нас не может сегодня сказать, с каким именно вирусом нам предстоит столкнуться на этот раз. И ответа на вопрос, как ему противостоять, тоже нет.

Выбор читателей