"Арабская весна" у дверей Путина

Нынешние лидеры системной оппозиции вряд ли смогут возглавить нарастающий протест. Но если (или, скорее, когда) политические решения действительно начнет диктовать улица, новые лица наверняка появятся


ФОТО: ИТАР-ТАСС
ВСЕ ФОТО



Прошедшие в Москве акции протеста против результатов парламентских выборов собрали рекордное для несистемной оппозиции число людей. В санкционированном митинге на Чистых прудах, по разным оценкам, приняли участие от пяти до десяти тысяч человек вместо ожидавшихся 500, около полутора тысяч несанкционированно двинулись к ЦИКу, чтобы выразить протест. Примерно 300 участников этого шествия провели ночь в отделениях милиции (в том числе блогер Алексей Навальный и сопредседатель движения "Солидарность" Илья Яшин, оба арестованы на 15 суток). Однако уже на следующий день к Триумфальной площади подтянулись еще около пяти тысяч несогласных с итогами голосования.

Хотя среди участников акций были представители политических партий, в общем и целом, протест набирал обороты без участия так называемой системной оппозиции. Даже коммунисты, считающие улицу своей законной территорией, успели только пообещать вывести людей. Это объяснимо: парламентские оппозиционные партии по итогам выборов заметно улучшили свой результат и получили явно больше, чем рассчитывали.

"Справедливая Россия еще две недели назад балансировала на грани прохождения в Госдуму, а рейтинг КПРФ, по собственным оценкам партии, был на уровне 20%. И хотя о краже голосов не заявил только ленивый, реальные основания оспаривать результаты выборов в столь радикальном формате есть только у партий, не преодолевших 7%-й барьер. Из трех таких партий – "Патриоты России", "Правое дело", "Яблоко" – только последнее умеет выходить на улицы (лидер "Яблока" Сергей Митрохин среди прочих был задержан на Триумфальной площади), но массовостью своих акций похвастаться не может.

А вот реакция активной части общества на официально объявленные предварительные результаты голосования оказалась намного более сильной, чем можно было ожидать. На этот раз протест генерировали не только участники внесистемной оппозиции. Он был ярко выражен в среде образованной городской молодежи и людей среднего класса. Первый замруководителя администрации президента Владислав Сурков предпочитает говорить о "раздраженных городских сообществах".

Как бы то ни было, латентный до последнего времени протест вырвался наружу: абсурдные результаты выборов сработали как спусковой механизм. Парадокс ситуации заключается в том, что прошедшие выборы были не грязнее обычного: удаление наблюдателей, вбросы, "карусели" и просто подгон протоколов с итогами голосования под нужный результат – обычные избирательные технологии последних лет. Ничего нового – кроме, пожалуй, массовой фиксации происходящего уже не экспертами от партий, а широкой общественностью – благо, фото- и видеотехника доступна практически всем. Высокий уровень гражданской активности (партии впервые за много лет получили тысячи наблюдателей-добровольцев) свидетельствует о том, что действительно начал формироваться общественный запрос на политическую модернизацию.

Власть его полностью проигнорировала: многочисленные сообщения о нарушениях на избирательных участка даже не попытались проверить, от свидетельств о фальсификации отмахнулись. Участники правящего тандема объявили о победе "Единой России" и о том, что они удовлетворены результатами выборов. Дмитрий Медведев назвал появившиеся в Интернете ролики о нарушениях недоказательными. Это было ошибкой: "раздраженные городские сообщества" взорвались.

Это, конечно, еще не Тахрир. Но, в конце концов, основной движущей силой арабских революций стала именно городская образованная молодежь, обманутая в социальных ожиданиях. "Арабская весна приближается к твоим окрестностям", – предупредил Путина американский сенатор-республиканец Маккейн в Twitter.

Власть отреагировала адекватно: в Москву введены внутренние войска, на улицах появились водометы, а ОМОНовцы "гасят" митингующих и подвернувшихся под руку журналистов, кажется, даже с большим энтузиазмом, чем "террористов в сортире". Но процесс пошел.

Системная оппозиция будет стремиться "оседлать" протестную волну. Парламентские партии, не слишком усердствовавшие даже в ходе избирательной кампании (Центризбирком сообщил, что получил на четверть меньше жалоб по сравнению с выборами 2007 г.), заметно актвизировались, оспаривая результаты выборов: они пишут новые жалобы и готовят иски в суды. Эти два потока вряд ли сольются в едином порыве, но наверняка усилят и без того негативный фон, на котором стартовала президентская кампания. Один из главных лозунгов митингующих – "За Россию без Путина", ведь для большинства россиян Путин и "Единая Россия" – примерно одинаковые составляющие понятия "власть".

К тому же оппозиция, напротив, уверовала в собственные силы. "Раз мы по факту набрали более 30%, получается, что это реально – победить Путина", радуется секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. Получив на парламентских выборах мощную подпитку от протестного электората, коммунисты уже выдвигают Зюганова на роль главного кандидата от оппозиции". На самом деле нынешние лидеры системной оппозиции вряд ли смогут возглавить нарастающий протест. Но если (или, скорее, когда) политические решения действительно начнет диктовать улица, новые лица наверняка появятся.


Обсудить на Facebook

## AP ©

Выбор читателей