Год ползучего хаоса

2011-й войдет в анналы истории как год, когда окончательно затрещал по швам привычный мировой уклад, с его сложившимися понятиями о ценности и бесполезности, силе и слабости, лидерах и аутсайдерах


ФОТО: AP



2011-й войдет в анналы истории как год, когда окончательно затрещал по швам привычный мировой уклад, с его сложившимися понятиями о ценности и бесполезности, силе и слабости, лидерах и аутсайдерах.

Год стремительных перемен

За прошедшие 12 месяцев мир столкнулся с тем, что еще совсем недавно казалось невероятным. Величайшая экономика мира чудом избежала технического дефолта, что впрочем, не помогло Соединенным Штатам сохранить высший кредитный рейтинг; гордость новой Европы – единая европейская валюта - оказалась близка к краху, а цены на актив-убежище – золото достигли невиданных высот.

Несмотря на все старания мировых лидеров, им, по большому счету, нечего противопоставить стремительно нарастающему негативу. Наползающий хаос окутывает все новые и новые страны, превращая в пыль прогнозы на будущее и погружая мир в полную неопределенность.

Именно в 2011 г. стало окончательно ясно, что нет и не будет никакой второй волны глобального кризиса: кризис, поразивший мировую экономику в 2007 г. после падения ипотечного рынка США, никуда не исчезал. Все это время он мутировал и видоизменялся, проникая в новые, доселе благополучные, сферы человеческой деятельности.

Интересной особенностью текущего момента, проявившейся в уходящем году, стало то, что некоторые страны, в первую очередь, США, смогли научиться существовать в атмосфере перманентного кризиса без особого вреда для себя. По крайней мере, на конец 2011 г. Соединенные Штаты остаются чуть ли не единственным мировым игроком, чувствующим себя относительно благополучно в стремительно меняющемся мире.

Прощание с капитализмом

Нынешний кризис стал водоразделом экономических эпох, знаменующим закат традиционной модели развитого капитализма конца ХХ века и ожидание прихода какой-то новой формации. Греческие события, послужившие катализатором кризиса еврозоны, показали сколь ошибочной оказалась идея выравнивания стран с разной степенью экономического развития и уровнем менталитета населения. Быстро привыкнув к "европейскому" уровню потребления, но так и не освоив навыков европейского высокопроизводительного труда, эти страны сыграли роль бомбы замедленного действия, заложенной внутри монолита "новой Европы".

Бомба взорвалась в 2011 году. И после этого взрыва ни о какой монолитности территориально-политического образования под названием Евросоюз больше не может быть и речи. Выходов из ситуации может быть только два. Первый: откатиться на несколько десятилетий назад, вернувшись к национальным экономикам и валютам. И второй: объединиться на совершенно новой – федеративной основе, превратившись с Соединенные Штаты Европы. На данном этапе оба сценария являются исключительно утопическими: несмотря на многочисленные громкие заявления, вряд ли кто-то из европейских лидеров рискнет сделать первый шаг вовне. Однако растущее недовольство населения в странах, изначально тяготеющих к социалистическим настроениям, будут и дальше работать на разрыв некогда созданных искусственных связей.

Другим ударом по традиционной капиталистической системе стали массовые выступления протеста в США, направленные, по сути, против образа жизни, присущего "золотому миллиарду". Подобного рода движения – явления исключительно деструктивные. Несмотря на кажущуюся бессмысленность и неэффективность, они подкапывают фундамент и без того шатающейся системы, которая, при всей своей возможной социальной несправедливости, на протяжении десятилетий обеспечивала поступательное развитие американской экономики и достижение высочайшего уровня жизни населения. Последствия ее возможного разрушения без видимых альтернатив окажутся печальными для всех, и в первую очередь для тех, кто вышел протестовать.

Расшатывание устоев слабеющего капитализма на фоне полного отсутствия альтернативной системы в 2011 г. породило постоянно нарастающие риски перерастания глобального кризиса в глобальный хаос.

Пока еще растем

Впрочем, несмотря на не самые оптимистические прогнозы, глобальная экономика закроет год в положительной зоне. Ожидается, что ее рост составит 2,5-3,5%. Рост ВВП стран-членов ОЭСР окажется на уровне ниже 2%, экономика Евросоюза вырастет всего на 1,5%. Тревожным сигналом исходящим от той же ОЭСР является прогноз, предполагающий прекращение экономического роста в IV квартале, что, возможно, станет началом периода рецессии в ЕС.

В этом нет ничего удивительного: кризис еврозоны усиливается. Вслед за впавшей в экономическую кому Грецией под грузом долгов серьезно зашаталась Италия. Холодное дуновение кризиса почувствовала даже сравнительно благополучная Франция. Лидеры европейских государств под жестким руководством канцлера ФРГ Ангелы Меркель уже на протяжении нескольких месяцев пытаются спасти евро. Пока это у них не очень получается. Международные рейтинговые агентства начали "опускать" европейские банки и целые страны. Не так давно Moody's понизило суверенный рейтинг Бельгии сразу на два пункта – с АА1 до АА3, а Fitch объявило о намерении снизить рейтинги Бельгии, Италии, Испании, Ирландии, Кипра, Словении и даже Франции.

А что Россия?

Россия в уходящем году успела в полной мере насладиться всеми "выгодами" увязающей в вялотекущем кризисе мировой экономики. Мировые цены на эталонную нефть brent не опускались ниже $100 за баррель, что в среднем на 40% выше, чем в прошлом году. Нефтяные доходы позволили закрыть дыру, образовавшуюся в бюджете в 2008-2009 гг., даже быстрее, чем предусматривали официальные прогнозы. Этот год Россия завершает с профицитом федерального бюджета, который, по оценкам Минфина, составит 0,5-0,8% ВВП, или 200-300 млрд рублей (в прошлом году российская казна имела дефицит в размере 1,8 трлн рублей). Тем временем Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в сумме достигли 1 трлн рублей. Кое-что "обломилось" и гражданам: согласно данным Росстата, рост реальных доходов населения за 10 месяцев 2011 г. составил 7,5%.

Правда, значительно вырос и отток капитала. По оценкам премьера Владимира Путина, отток капитала в 2011 г. составил $85 млрд, однако независимые эксперты называют цифры, приближающиеся к $100 миллиардам.

К чести российской экономики надо признать, что этот отток объясняется не столько ее собственными проблемами, сколько европейским долговым кризисом. В странах еврозоны в настоящее время возрос спрос на доллары, поскольку американские кредитные организации весьма неохотно ссужают европейцев.

Инфляция в России за период с января по ноябрь составила 5,7%, что существенно ниже соответствующих показателей предыдущих лет. Есть шанс, что в итоге рост цен в 2011 г. не выйдет за пределы 6,5-7%, что станет рекордом (в прошлом и позапрошлом годах инфляция держалась на уровне около 9%). По оценкам Владимира Путина, озвученным на минувшей неделе на съезде "Деловой России", годовая инфляция составит 6,2-6,3%. В то же время зарубежные аналитики (в частности, эксперты ОЭСР) полагают, что этот показатель будет находиться на уровне 8%.

В целом, Россия оказалась в числе стран, стабилизирующих мировую финансовую систему и ускоряющих глобальный экономический рост. На фоне колоссальных бюджетных дыр и запредельных долгов Европы, США и Японии российская финансовая ситуация выглядит едва ли не идеальной. По данным Минфина, по итогам года рост ВВП может составить 4,5%, рост промышленного производства - 5%. С такими оценками в целом согласны и многие зарубежные эксперты, в частности аналитики американского банка Morgan Stanley тоже ожидают рост российского ВВП на 4,5%. ОЭСР, МВФ и ВБ дают прогнозы чуть ниже: 4-4,2%.

Back in the USSR?

В уходящем году Россия не только увеличила объем своей экономики. Совместно с партнерами по Таможенному союзу она положила начало формированию единого экономического постсоветского пространства. Оно подразумевает, в том числе, создание общего рынка, объединяющего экономический потенциал всех его участников. Вопреки распространенному мнению о том, что Россия пытается построить СССР-2, новое образование по своей структуре напоминает не столько Советский, сколько Европейский союз. Примечательно, что реализация идеи ЕВРАЗЭС началась ровно в тот момент, когда мир заговорил о возможности распада ЕС. Учитывая, что и оба союза строятся на приоритете национальных суверенитетов, риски нового территориально-политического образования на территории СНГ видятся достаточно высокими.

ВТО

Конец года ознаменовался еще одним важным событием: Россию приняли в ВТО. В краткосрочной перспективе это сулит стране больше минусов, чем плюсов: придется снижать и без того невысокие импортные тарифы, станет затруднительно вводить новые меры протекционистского характера. Тем не менее, в долгосрочной перспективе российская экономика, безусловно, выиграет от присоединения к организации, вырабатывающей правила игры в области мировой торговли. Более прозрачными и понятными станут и внутренние российские правила, снимется проблема дискриминации ее экспортеров на внешних рынках.

Таким образом, с макроэкономической точки зрения Россия прожила довольно неплохой год. Будет ли таким же следующий – большой вопрос. Тектонические движения в мировой экономике вряд ли обойдут стороной Россию, которая, пусть и с некоторым временным лагом, движется в одной упряжке с остальным миром. А это значит, что в случае чего русские народные сказки про тихие гавани так и останутся сказками.

Выбор читателей