Банкиров призовут к ответу

Российские власти объявили войну офшорам. Первыми ее жертвами уже стали недавние воротилы банковского бизнеса


Иллюстрация с сайта investdominica.com



Конец 2011 г. ознаменовался невиданной доселе атакой властей на основы российской коррупционной системы – офшоры. Как заявил в декабре на заседании правительственной комиссии по развитию электроэнергетики председатель правительства РФ Владимир Путин, вывод стратегических отраслей экономики из "офшорной тени" является приоритетной задачей. "С офшорным наследием эпохи дикой приватизации пора заканчивать", – отметил премьер. Решимость бороться с этим явлением Путин подтвердил и 21 декабря в ходе выступления на съезде "Деловой России".

То, что правительство наконец-то добралось до офшоров и всевозможных фирм-помоек, через которые идет регулярное откачивание денег из экономики, безусловное благо для страны. Без перекрытия этого канала утечки капиталов и активов вывести отечественную экономику на траекторию устойчивого роста просто невозможно.

Не последним доводом в пользу начала масштабной антиофшорной кампании стал недавний скандал с экс-главой Банка Москвы Андреем Бородиным, которому вменяется кредитование офшоров и фирм-помоек, приведшее к многомиллиардным потерям в одном из крупнейших банков страны.

Бородин и его партнер по бизнесу Дмитрий Акулинин скрываются сегодня на территории Великобритании. Банкиры объявлены в международный розыск по линии Интерпола.

Как сообщали "Вести ФМ", "еще в середине апреля стало известно о том, что Бородину и его первому заместителю предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями в рамках дела о хищении около 13 миллиардов бюджетных рублей из Банка Москвы". По версии следствия, банк заключил мошенническую сделку с мало кому известной компанией "Премьер-Эстейт", которая взяла кредит для покупки земельного участка у компании супруги бывшего мэра Москвы Елены Батуриной. Следствие предполагает, что эта операция была заранее спланированным мошенничеством с целью вывода средств банка.

И это далеко не единственный эпизод из "бизнес-биографии" бывшего банкира. По информации ресурса saminvestor.ru, "6 декабря экс-президент ОАО АКБ "Банк Москвы" Андрей Бородин заявил, что против него готовится еще одно уголовное дело, связанное с ЗАО "Инвестлеспром". Эксперты издания полагают, что речь идет о мошенничестве с акциями компании, которая была продана за 10 тысяч рублей при оценочной стоимости почти в $1 миллиард".

Не исключено, что со временем, список похождений бывшего банкира пополнится и другими, не менее интересными эпизодами. Так, в прессе открыто говорится о том, что Андрей Бородин мог быть причастен к операциям по выводу без согласия акционеров средств банка на счета оффшорных компаний. "Бородин мог выводить деньги и без согласия акционеров, – цитирует главного экономиста АФК "Система" Евгения Надоршина "Комсомольская правда". – Дело в том, что согласовывать с акционерами или их представителями если и нужно, то значительные сделки, но здесь есть свои нюансы. Предположим, вам нужно выдать кредит в $100 млн, который втихаря не проведешь. Вы выдаете 100 кредитов 100 компаниям по $1 млн, которые потом деньги сливают в ту единственную, куда они предназначаются. Все акционеры не в курсе. Примеров масса".

В том же материале "Комсомольская правда" приводит слова еще одного осведомленного эксперта – человека, близкого к нынешнему руководству банка. "Бородин говорит, что банк при нем работал нормально, имел хорошие рейтинги, западные банки выдавали кредиты, а пришел ВТБ и разорил такое крупное финучреждение, – поясняет собеседник газеты. – Да, офшоры и "помойки" работали нормально, они получали деньги, пускали их в оборот. А когда наступало время отдавать долги, брался новый кредит, и новый, и новый... Пока эти кредиты выдавал Бородин, все было ничего. А тут пришли другие менеджеры, прекратили поток. И кредиты перестали обслуживаться. Система скоро дала бы сбой: ведь одним из источников средств был бюджет Москвы, а его хозяин изменился".

Учитывая объемы средств, хищение которых вменяется Бородину и Акулинину следственными органами, лондонская ссылка окажется для них совсем не обременительной. Однако российские правоохранительные структуры не теряют надежды вернуть беглецов на родину. Генпрокуратура РФ поручила российскому бюро Интерпола организовать международный розыск Андрея Бородина и бывшего вице-президента финансовой организации Дмитрия Акулинина. "Данное решение принято по результатам изучения материалов уголовного дела, находящегося в производстве следственного департамента МВД России, по факту мошенничества со средствами городского бюджета, которые Банк Москвы выдал компании "Премьер-Эстейт", – цитирует официального представителя надзорного ведомства Марины Гридневой "Российская газета". Это означает, что в случае установления местонахождения Бородина и Акулинина на территории одного из государств-членов Интерпола будут запрошены их арест и выдача для привлечения к уголовной ответственности.

Сам Бородин добровольно возвращаться в Россию, похоже, не намерен. Видимо, лондонские дожди и туманы – не повод для тоски по родине, особенно когда душу может согреть один только взгляд на выписки с собственных банковских счетов.

Не так давно адвокат банкира Владимир Краснов заявил журналистам о том, что Андрей Бородин, может попросить политического убежища в Великобритании. По словам адвоката, возвращаться в Россию Бородин не планирует. "У него инвесторская виза, которая позволяет быть в стране сколь угодно долго, но она не дает прав на подданство или политическое убежище", – пояснил Краснов.

Впрочем, никакие деньги не способны заменить человеку такой простой, но бесценной вещи, как честное имя. Возможно, именно это в ближайшее время станет одной из главных забот беглого банкира.

Экс-глава Банка Москвы уже обращался в суд с иском к МВД России о защите чести и достоинства. Защита банкира потребовала опровергнуть опубликованную на сайте МВД информацию о предъявлении ему очередного обвинения. Однако, как заявила пресс-секретарь Тверского суда Москвы Екатерина Ильина, в иске Андрею Бородину было отказано.

В то же время, по некоторым данным, к поддержке беглого банкира могут подключиться пиар-агентства. По мнению ряда английских юристов позиции его защиты могут значительно упрочиться после размещения в российской и зарубежной прессе позитивной информации о деятельности Бородина и его компаньона. В том, что при хорошей финансовой составляющей талантливый пиарщик легко может сделать из черного белое и наоборот, сегодня уже мало кто сомневается.

Впрочем, насколько эффективными могут оказаться подобные действия, сказать сегодня достаточно сложно. Предъявленные Бородину обвинения и высказывания его коллег по бизнесу, предпочитающих не называть своего имени, свидетельствуют о том, что по его репутации нанесен самый серьезный удар.

Выбор читателей