Россию толкают к гонке вооружений

Авторы договора СНВ-3 не исключают, что в дальнейшем России придется не сокращать, а наращивать ядерный потенциал. В Минобороны считают, что проблема ПРО скоро пройдет "точку невозврата", а США могут развернуть ударные системы в космосе




Заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов, возглавлявший российскую группу переговорщиков на подписании Россией и США Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений ( СНВ-3), рассказал журналистам о внешних угрозах, стоящих перед нашей страной и о том, как с ними бороться. Он предупредил, что проблема американской системы противоракетной обороны (ПРО) может пройти "точку невозврата", а власти США способны вернуться к теме "звездных войн", и не исключил возможности новой гонки вооружений.

В числе основных угроз, существующих на сегодняшний день, Антонов назвал проблему ПРО. "Ситуация в этой области удручающая, - сказал он. - США продолжают наращивание потенциала ПРО как в Европе, так и в других регионах. Европейский сегмент ПРО США означает стремление изменить стратегический баланс сил в Европе. После завершения холодной войны стратегические вооружения США (а ПРО - это стратегические вооружения) приближаются к российским границам. К реализации программы привлекаются все новые страны. Концепции ПРО НАТО нет, все создается по лекалам США".

По мнению замглавы Минобороны, диалог России с США и НАТО по этому вопросу зашел в тупик: "Нас не слышат, объясняя невозможность учесть российские интересы внутренними проблемами в США. Предложения по сотрудничеству неконкретны. Возможность участия России в создании европейской ПРО даже не обсуждается. Любые наши попытки зафиксировать готовность сотрудничества на основе принципа равной безопасности отвергаются, предложения согласовать условия и критерии ненаправленности не принимаются".

Антонов также отметил, что антироссийский потенциал имеют компоненты глобальной системы ПРО США не только в Европе, но и в других регионах, передает "КоммерсантЪ". "Интеграция европейского сегмента с противоракетными средствами на Аляске и в Азиатско-Тихоокеанском регионе повышает совокупные возможности ПРО США", - предупредил он. И подтвердил, что недавние жесткие заявления президента Медведева стали ответом на сигнал о том, что "в наращивании потенциала ПРО США скоро наступит точка невозврата, после чего вести разговоры по ПРО бесполезно".

Вокруг нашей страны сложилась "достаточно непростая обстановка", считает замглавы оборонного ведомства. "Возникают новые вызовы, в том числе связанные с ракетно-ядерным распространением, - пояснил он. - Поэтому военной доктриной Российской Федерации предусмотрено в отдельных случаях использование ядерного оружия. Не исключаю, что обстановка может развиваться таким образом, что нам придется не сокращать, а наращивать свои ядерные вооружения".

Одной из причин, которая может запустить новую гонку ядерных вооружений, может стать вопрос освоения космоса. По мнению Анатолия Антонова, в использовании космоса в военных целях "США не намерены ограничивать себя какими-либо обязательствами". Согласно данным Минобороны, на сегодняшний день у американцев нет планов размещать ударные системы в космосе, однако ситуация может в корне измениться после прихода к власти республиканцев.

"Вот появится в США другой президент и скажет: мало ли что там говорил Барак Обама, у меня совершенно другие планы насчет космоса. А мы прекрасно знаем, что в области стратегической безопасности у республиканцев гораздо более жесткая позиция, чем у демократов", - объяснил заместитель Анатолия Сердюкова.

Для того чтобы ДСНВ-3 заработал в полную силу, необходимо в полном объеме выполнить требования договора, решить проблему ПРО с учетом российских претензий и определиться в вопросах милитаризации космоса, сказал Антонов. Кроме этого, потребуется сформировать совместную оценку угроз европейской безопасности в контексте проблем обычных вооружений. "Необходимо формировать условия для вовлечения в диалог по ядерному разоружению другие ядерные государства. Настало время пересмотреть сложившуюся за многие годы традицию, когда ядерное разоружение рассматривается как обязанность только двух стран - России и США", - отметил замглавы Минобороны.

Выбор читателей