Подмосковью придется выбирать между елками и дорогами

Московскую область ждет грандиозная программа по строительству и реконструкции дорожной сети. Появление новых дорог, спасительное для жителей отдаленных деревень, вызывает раздражение у "понаехавших" дачников


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Заразителен не только дурной пример – то, что подмосковные власти, взялись за дороги, при всех возникающих вопросах, все же хорошо. Еще лучше то, что решились, похоже, не только на ремонт федеральных и крупных областных трасс, но и на строительство местных дорог.

С ними, надо признать, положение по всей России аховое, недаром у нас шутят, что за 101-м километром дорог нет – одни направления. Хотя на самом деле "направления" появляются уже буквально в двух шагах от МКАД. Знакомые, перебравшиеся недавно в близкий пригород, рассказывали о своих путешествиях по округе на скутерах: "Вы не представляете, какое захолустье уже в трех километрах от нас! Дороги – только грунтовка, вся в колдобинах. Как там живут в деревнях, не понятно".

Теперь вот вроде бы не только разморозят стройки, замершие в кризис, но и начнут строительство 15 подъездов к селам и деревням. Как объявляли еще в прошлом году в областной администрации, в первую очередь, будут менять грунтовки на асфальт там, где дорога ведет к населенным пунктам хотя бы с сотней жителей, где есть хоть какое-то производство, а сами поселения находятся не далее 5 км от цивилизованных дорог хотя бы и местного масштаба.

Все это, повторюсь, дело, хорошее. Но надо понимать, что, строя дороги, мы меняем жизнь не только к лучшему.

Первое, что сразу приходит на ум, – протесты экологов и местных жителей. Чаще, все же, не коренных сельчан, вполне практично радующихся открывающимся возможностям, а укоренившихся дачников, вовсе не обрадованных нашествию лесорубов и экскаваторов. "Синдром Химкинского леса" витает над каждым проектом дорожного строительства: от ЦКАД, призванной сделать с узкой двухполосной "бетонкой" то же, что в свое время проделали с "дорогой смерти" (многие ли помнят, что так называлась МКАД?), до строительства хордовых дорог.

Далеко ходить не надо: чтобы избавить жителей Жуковского и Раменского от жутких заторов во время проведения аэрокосмического салона МАКС, нужно тянуть к аэродрому дорогу через Цаговский лес – который, разумеется, немедленно оказался заповедным и почти целебным. Слов нет, любой кусочек зелени для горожанина ценен, но, как сказал однажды эксперт по градостроительству, еще не известно, компенсирует ли он выбросы часами стоящих в пробках машин.

Тем не менее понять жителей тоже можно, особенно когда дело доходит уже и до сноса гаражей (а взамен-то дают машино-место, где шины не положишь и мешок картошки не бросишь!) и самого святого – садовых участков. Вот где разыгрываются подлинные трагедии! И нет дела их главным героям до того, что дорога эта позволит не сгинуть десятку деревень, не спиться сотне мужиков и не бросить малую родину их детям. Что возможность доехать за час – другой до любого места в радиусе 100 км резко меняет всю картину расселения жителей региона, в том числе и в Москве.

Можно, конечно, махнуть рукой на их протесты, попрекнув узостью кругозора и непониманием сути момента. Но, когда этих маленьких трагедий много (а их будет много, если все планы областных властей сбудутся), они могут слиться в весьма ощутимый – и опасный – гул недовольства.

Что с этим можно сделать? Во время обсуждения возможного введения налога на роскошь прозвучала такая мысль: необходимо хотя бы часть его тратить на местные инфраструктурные проекты. Чтобы жители понимали, на что идут эти деньги.

По аналогии, можно было бы заинтересовать жителей, которых затрагивает дорожное строительство. Материально – например, выдачей своеобразных опционов, дающих право на получение своей части прибыли от построенной дороги. И нематериально – привлекая жителей к обсуждению и реализации компенсационных мер: высадке новых лесопосадок, благоустройству придорожной территории и т.п. Ну и, разумеется, хорошо бы рассказывать им, как идет строительство и на что тратятся деньги.

Выбор читателей