Предвыборная кампания скатывается в чрезвычайщину

Новость о подготовке покушения на Владимира Путина, дополненная жуткой картинкой обрушившегося дома в Астрахани, стала апофеозом чрезвычайности, на грани которой балансировала нынешняя избирательная кампания


ФОТО: AP



Новость о подготовке покушения на Владимира Путина, дополненная жуткой картинкой обрушившегося дома в Астрахани, стала апофеозом чрезвычайности, на грани которой балансировала нынешняя избирательная кампания.

В нагнетании страстей поучаствовали все. Одни два месяца митингуют под лозунгом "Россия без Путина" и обещают не признать его победу; другие объявляют мобилизацию против "оранжевой угрозы" и выкладывают в Интернет ролики со всякими ужасами, которые ждут страну, если Путин не станет президентом. Создается впечатление, что нагнетание страха стало главным предвыборным инструментом.

Но наших граждан не так легко запугать. К тому же многие не верят власти и первым делом задают вопрос: "Кому это выгодно?". Отсюда уже в первые часы возникла версия о предвыборном пиаре. В качестве аргумента ссылаются, например, на то, что при наличии реальной опасности Путин не стал бы участвовать в митинге в "Лужниках". И вообще, информация о раскрытии заговора появилась как-то очень уж вовремя.

Дополнительный фактор, усиливающий недоверие к истории с покушением, связан с нагромождением подробностей. Машина, взорвавшаяся в 2007 г. на Профсоюзной улице, схрон в районе Кутузовского проспекта, детали биографии задержанного террориста и его связь с Доку Умаровым – все эти детали только размывают основной месседж. Странным выглядит и то, что основным местом действия оказалась Одесса.

Но, если рассмотреть всю эту историю под несколько иным углом, официальная версия может показаться вполне правдоподобной. Для начала придется признать, что помимо группы Адама Осмаева, готовившей покушение на Путина, в Одессе действовали и другие террористы. В сентябре прошлого года одесские СМИ писали о "позорном провале спецоперации по задержанию боевиков под предводительством Аслана Дикаева": два милиционера убиты, четверо ранены, боевики в полном составе скрылись в направлении молдавской границы.

Этот эпизод можно было бы считать случайным, если бы 5 января бойцы украинского "Беркута", прибывшие на место взрыва в квартире на Тираспольской улице, не обнаружили там большие запасы взрывчатых веществ и ноутбук с картой Одессы, на которой были помечены несколько инфраструктурных объектов. Из троих находившихся в квартире людей один погиб, другой был задержан, а третий, тот самый Осмаев, выпрыгнул в окно и скрылся. Некоторые комментаторы увидели в этих эпизодах сигнал Януковичу, которого предупреждают, что он может получить на юге Украины свою маленькую Чечню.

Но гораздо более правдоподобной выглядит версия, согласно которой террористы, столкнувшись с жестким прессингом на юге России, просто диверсифицировали маршруты следования. Если верить показаниям задержанного на Тираспольской Ильи Пяньзина, он сам и его погибший сообщник Руслан Мадаев прилетели на Украину из Объединенных Арабских Эмиратов через Турцию, а встретивший их в Одессе Адам Осмаев долгое время жил в Лондоне. При столь разнообразных маршрутах Одесса представляется достаточно удобным перевалочным пунктом, тем более что граница Украины с Россией практически открыта.

Что касается задержания Осмаева и его признаний, никаких оснований не верить заявлениям руководителя пресс-центра Службы безопасности Украины (СБУ) Марине Остапенко вроде бы нет. Версия о сговоре российских и украинских спецслужб, сознательно вводящих в заблуждение граждан двух стран, выглядит неубедительно, особенно если вспомнить специфику российско-украинских отношений. Учитывая уровень вовлеченности – центральный аппарат СБУ – размер взяток должен зашкаливать; гораздо проще и дешевле было бы провернуть подобный сценарий на собственной территории, где-нибудь в Туле или Воронеже.

Однако вникать в детали в предвыборном угаре не хочет. При этом даже те, кто верит в историю с покушением, признают, что время появления этой новости является, как заметил кандидат в президенты Сергей Миронов, "предвыборным трюком".

Но даже если допустить, что речь идет о чистом пиаре, сам факт применения подобных технологий – это тоже диагноз. Как выразился герой популярного советского кинофильма, "вечер перестает быть томным", и лобового столкновения, судя по всему, уже не избежать.

Выбор читателей