Иван Максимов: "Искусство нуждается в поддержке"

Один из самых ярких представителей современного авторского анимационного кино режиссер Иван Максимов поделился с корреспондентом "Yтра" своими соображениями по поводу состояния дел в этом жанре искусства




Ведущие российские аниматоры ввиду затяжного кризиса отрасли вознамерились создать Ассоциацию анимационного кино (ААК). В минувший понедельник в Доме кино прошел первый круглый стол организаторов, на котором были сформулированы наиболее животрепещущие вопросы, стоящие перед сообществом мультипликаторов. Один из самых ярких представителей современного авторского анимационного кино режиссер Иван Максимов поделился с корреспондентом "Yтра" своими соображениями по поводу состояния дел в этом жанре искусства. В частности вопрос зашел об обучении юных дарований, идущих на смену мастерам советского периода.

"Yтро": Иван, ты с 2004 года преподаешь в организованной несколькими ведущими аниматорами страны Школе анимационной режиссуры ("Шар"). До сего времени обучение студентов в вашем заведении было бесплатным. Сейчас оно стоит 360 тысяч рублей за два года. С чем это связано?

Иван Максимов: Потому что не на что было продолжать учебный процесс. Раньше у нас было больше производства фильмов. С него мы брали проценты на зарплату преподавателям, аренду и накладные всякие расходы. В связи с финансовым кризисом это все быстро рассосалось. И у нас вообще не было денег, даже чтобы платить за аренду помещения на "Союзмультфильме". Раньше были государственные деньги. Но так говорить нельзя, потому что это незаконно – они деньги дают на кино, а не на содержание студии.

"Y": А государство не понимает, что если не будет студии, не будет и производства?

И.М.: Государству по фигу вообще все. Поэтому об этом говорить не стоит. Как-то выживали. Получается, что из своих карманных денег...

"Y": То есть сейчас финансирование производства полностью прекратилось?

И.М.: Сейчас таким способом уже не получается выкраивать деньги. Поэтому мы перевели обучение на платную основу. И нашлись люди, которые готовы платить. И набрали поэтому в два раза больше студентов, чем требуется. Нужно примерно человек семь, ну так, статистически. Все равно из этих четырнадцати семеро явно выделяются. Это так же, как и на Высших режиссерских курсах: очень трудно отказать в приеме людям, которые приходят с большими деньгами.

"Y": А на ваши курсы должны приходить люди с художественным образованием?

И.М.: Да, желательно чтоб у них был какой-то художественный опыт, может быть не профессиональный, но достаточный для того, чтобы они могли придумать что-то красивое. Например, кинокритик или журналист может придумать хорошее кино, но оно у него будет в голове. Ему очень трудно будет как-то это все продвинуть. Придется искать какого-то художника, чтоб он все это выразил. Это все усложняет.

"Y": Если человек хочет стать режиссером-аниматором, ему кроме ВГИКа и вашей школы есть где учиться в России?

И.М.: Есть Санкт-Петербургский университет кино и телевидения. Ведь "Шар" и моя школа в Питере – это тоже второе высшее образование. То есть у меня это вообще не высшее, оно так, домашнее. Есть еще аналогичные "Шару" школы в Екатеринбурге, при их киностудии.

"Y": А как называется твоя питерская школа, что это вообще такое?

И.М.: Это моя частная инициатива, условно называемая "Питер-Мульт-Арт". Просто я люблю этот город, и мне хотелось там что-то устроить. Ученики оплачивают съемную квартиру, и я там бесплатно преподаю.

"Y": Кто вообще сейчас идет в режиссеры?

И.М.: Девочки больше, конечно. Я для себя это объясняю тем, что мальчикам приходится заниматься бизнесом, зарабатывать, искать какие-то карьерные ходы. А девочки – либо они уже замужние, либо как-то менее озабочены карьерой и могут себе позволить заняться искусством.

"Y": А вам хватает тех денег, которые платят студенты?

И.М.: Да нам нужно, чтобы наши гениальные студенты получили возможность сделать хотя бы диплом. Для этого нужна поддержка дебютов. У нас была раньше договоренность с Минкультом о том, что они поддерживают дебюты не из той же кассы, что и все остальное кино. А сейчас – не знаю как.

"Y": Как думаешь, у современного российского кинематографа в области анимации есть перспективы?

И.М.: Поскольку меценатов у нас нет совершенно, все зависит от того, сколько государственных денег будет потрачено на авторскую анимацию. Полнометражная коммерческая и сериальная мультипликация – это не искусство. Может быть, к культуре это косвенно имеет отношение, но в принципе это кинобизнес. И даже если там хорошо все началось, как со "Смешариками", как только оттуда уйдет несколько творцов, все может скатиться к ужасной пошлости. Все равно все упирается в талантливых людей. В авторском кино стразу известно: дали деньги Дмитрию Геллеру – предсказуемо, что ниже какого-то уровня он кино не снимет. Это будет как минимум хорошо. То же самое с Константином Бронзитом и некоторыми другими художниками. А что касается полнометражных мультфильмов и телесериалов, то прежде всего это бизнес. И те, кто их делает, думают о том, чтоб отбить деньги да еще что-то заработать. А не об искусстве и о культуре. Это факт, который нужно иметь в виду.

"Y": Ты считаешь, что государство обязано поддерживать искусство?

И.М.: Министерство культуры потому так и называется, что оно должно поддерживать культуру, а не бизнес. Это же не министерство кинобизнеса. Или вообще бизнеса.

"Y": В Америке же нет такой политики?

И.М.: А там нет и авторской анимации. Авторская анимация, которая идет из США, это либо люди, которые снимают на собственные деньги, либо студенты. Причем большинство последних не американцы, они приезжают туда учиться.

"Y": Но голливудская анимация завоевала сердца масс...

И.М.: Сердца завоевывает не только искусство. Это называется кинопродукция.

"Y": Может быть, нам и не нужно некоммерческое искусство?

И.М.: Если не поддерживать авторское фестивальное кино, то может испортиться и уровень коммерческого. Это же не я придумал. Нужна поддержка определенного уровня. Всякие Канны и т.п. – для чего созданы? Для того, чтобы планку обозначать.

Выбор читателей