Планеты-бродяги попали в плен звездам

В процессе эволюции планеты могут не только взаимодействовать друг с другом, но и путешествовать по галактике под воздействием гравитации других звезд

ФОТО: thinkstockphotos.com

В процессе эволюции нашей Галактики миллиарды солнц захватили планеты, выброшенные из других звездных систем. Такую теорию, которая объясняет нахождение ряда планет на большом удалении от своей звезды и даже существование двухпланетных систем, выдвинули сотрудники Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

"Звезды торговали планетами, как бейсбольные команды торгуют игроками", - заявил Хэгай Пэрэтс из Гарвард-Смитсонианского центра в Кембридже. Соавтором Пэрэтса в данном исследовании выступил Тийс Кувенховен из Пекинского университета. Ученые создали компьютерную модель развития скоплений молодых звезд и проследили цепочку развития событий. Они обнаружили, что если численность планет-бродяг близка к числу звезд, то некоторое количество этих звезд (около 3-6%) могут захватить одну из таких планет. И чем крупнее звезда, тем больше сила притяжения и, соответственно, количество захваченных планет.

Согласно результатам исследования, кочующие планеты формируются возле молодых звезд. Но их траектории непостоянны, стоит нескольким планетам сблизиться, это приводит к сходу одной из них с орбиты под гравитационным воздействием другой. С течением времени скопления распадаются и захват планет становится практически невозможным. А планеты, попавшие в сферу притяжения новой звезды, оказываются на орбитах, высотой в сотни или даже тысячи раз более далеких, чем раньше.

Правда, неопровержимых доказательств планетных захватов у ученых нет. Они опираются на разрозненные факты, высказывают гипотезы, на основе которых выстраивают и объясняют модели взаимодействия в зарождающихся скоплениях звезд. А самих фактов по-прежнему недостаточно.

В 2006 г. Европейская южная обсерватория объявила об открытии двух планет, вращающихся вокруг друг друга. Данное открытие подтвердило высказанную ранее астрофизиками гипотезу о существовании двухпланетных систем. Но "чтобы получить дополнительные доказательства, мы должны собрать статистические данные, изучив и другие планетные системы", - заявил Хэгай Пэрэтс.