Кто в третий раз услышит Путина

Третью инаугурационную клятву Путина будут слушать уже не те, кто в 2000-м и 2004-м наивно желал лишь одного - стабильности, а довольно повзрослевшие граждане страны. Не лелеющие несбыточных надежд, но и не желающие отступиться от насущного


ФОТО: ИТАР-ТАСС



"Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу", - эти 33 слова делают человека из избранного президента просто президентом. Президентом России.

Инаугурация - церемония, все еще новая для России. Кстати, мало кто помнит, что впервые клятву (вернее, присягу) президента произнес вовсе не Борис Ельцин. Впервые на Конституции поклялся в 1990 г. Михаил Горбачев, вступая в должность президента СССР. Клялся он, соответственно, на Конституции СССР и торжественно обещал следовать ее положениям, а также гарантировать права и свободы граждан и добросовестно выполнять свои обязанности.

Что касается Бориса Ельцина, то первую присягу президента он в 1991 г. он давал на Конституции РСФСР и, соответственно, вступил в должность президента именно этой советской республики. Президентом Российской Федерации, строго говоря, он был избран лишь в 1996 г. - когда клялся на Конституции РФ, принятой в 1993 году. После пальбы из танков по Белому дому.

Владимир Путин оба раза, в 2000-м и в 2004-м, произносил присягу в Большом Кремлевском дворце, перед троном императоров России. Говорят, до него здесь короновался только Александр II Освободитель. Вряд ли такая аллегория была выбрана службой президентского протокола случайно. И вряд ли, присягая в третий раз, Владимир Путин изменит ритуал.

Забавно вспоминать, как мы смотрели эти репортажи с принятием присяги. Когда присягал Горбачев - это было как открытие люка всплывшей подводной лодки: когда все жадно хватают ртами свежий воздух, не в силах надышаться. И только потом начинают оглядываться, понимая, что попали из огня да в полымя.

Когда Ельцин клялся на Конституции РСФСР, казалось, что, наконец-то, нашелся человек, который сможет вывести нашу всплывшую подлодку в безопасное место. В 1996 г. Ельцина слушали с гораздо большим скепсисом.

Владимира Путина в 2000 г. слушали настороженно. С одной стороны - человек, который закончил войну в Чечне, с другой - выходец из КГБ, к коей большинство никаких симпатий не питало. В 2004 г., несмотря на дело "ЮКОСа", клятву вновь избранного Путина принимали гораздо более горячо. Пока небольшая горстка столичной интеллигенции сетовала "Россия, ты одурела!", большинство обывателей вполне одобряли, что "президент взялся за олигархов", и ждали, что давно обещанное светлое будущее, наконец, начнется.

Олигархи остались на месте, за вычетом одного. "Сладкая жизнь", благодаря невероятно дорогой нефти, действительно началась, но оказалась кредитной кабалой. В 2008-м за нее пришлось больно расплачиваться.

Но еще до этого клятва Дмитрия Медведева вновь воспринималась как надежда на лучшее. В чем-то надежды сбылись, в чем-то нет. Стоит признать, что надежды были сильно завышены по отношению к тому, кто позволил назвать себя "действующим президентом".

Третью клятву Путина, мне кажется, будут слушать уже довольно повзрослевшие граждане страны. Не лелеющие несбыточных надежд, но и не желающие отступиться от насущного. Начинающие понимать, что на самом деле, от них самих зависит гораздо больше, чем от президента. Граждан, сейчас мучительно формулирующих свод своих требований к власти. Интересное наступает время.

Выбор читателей