Путин опустил модернизацию

В целом вчерашнее Бюджетное послание не сильно отличается от множества предыдущих, но при ближайшем рассмотрении в документе обнаруживается ряд существенных особенностей


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В четверг президент РФ Владимир Путин огласил Бюджетное послание Федеральному собранию – первое после своего возвращения в Кремль. По сути, это экономическая программа руководителя государства на период правления. И, судя по наличию в документе целевых ориентиров на 2018 г. и более отдаленную перспективу, править он собирается долго.

В целом послание не сильно отличается от множества предыдущих, звучавших как в годы правления самого Путина, так и во времена Медведева. Та же констатация печальной зависимости российской экономики от нефтегазового экспорта и слова о необходимости преодолеть "голландскую болезнь" и вот прямо завтра, нет, сегодня предпринять конкретные и ощутимые шаги по диверсификации. Те же требования всеми силами сохранить нынешний уровень жизни населения, который, по мнению Путина, за годы мирового кризиса не снизился благодаря грамотной бюджетной политике государства. Те же призывы изменить структуру бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие, и увеличить долю трат на финансирование образования, науки, инфраструктуры, а заодно повысить качество инвестиционного климата.

Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается ряд существенных особенностей. При всех рассуждениях о развитии экономики бросается в глаза полное отсутствие понятий "модернизация" и "инновация". Зато недвусмысленно говорится о том, что в ближайшее время в свете мировых экономических проблем властям придется ввести жесткое ограничения на расходы. При этом "принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части", напоминает Путин. В утвержденном на сегодня бюджете расходы на науку, образование и инфраструктуру вовсе не приоритетны, и непонятно, каким образом их можно увеличить при таких условиях.

Кстати, также не понятно, о какой именно инфраструктуре говорил президент. Конкретики в документе вообще маловато, отмечают эксперты. Так, слова о кризисе есть, но что должно сделать правительство, чтобы подготовиться к кризисным проявлениям, не говорится.

Отсутствует в Бюджетном послании и еще один термин из лексикона предшественника Путина – "приватизация". Молчание в данном случае выглядит странно, если учесть, что доходы от продажи госпредприятий могли бы внести ощутимую лепту в наполнение казны, которая так в этом нуждается. Это наводит на мысль, что излюбленную Медведевым идею распродажи госактивов Путин не одобряет, и приватизация в ближайшее время может забуксовать.

Проигнорировал президент и другой приоритет Медведева, вызвавший год назад массу ожесточенных споров, – масштабные расходы на оборону. Категорическим противником их наращивания выступал экс-министр финансов Алексей Кудрин – представитель путинской команды. И не исключено, что как раз эта статья будет подвергнута секвестру, чтобы перенаправить средства на другие цели.

Еще одна "фишка" послания – предложение вернуть бюджетное правило, согласно которому расходы бюджета будут основываться не на текущих котировках нефти, а на средних ценах за последние пять лет. Причем, ежегодно расчетный период будет увеличиваться на один год. "Таким образом, через пять лет бюджет будет рассчитываться исходя из средней цены за десять лет", – сказал Путин. Если фактическая цена на нефть оказывается выше средней, дополнительные доходы будут направлены в Резервный фонд, если ниже – средства из Резервного фонда пойдут на покрытие дефицита бюджета в объеме недостающих нефтегазовых доходов. Но, как отмечает сам Путин, бюджетное правило было отменено "в период острой фазы мирового экономического кризиса в целях повышения возможности для оперативного бюджетного маневра". И опять же, непонятно, зачем возвращать это правило именно сейчас, когда мир замер в ожидании новой кризисной волны.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей