"Верхи" готовы пожертвовать рублем

Чтобы исполнить бюджетные обязательства в условиях надвигающегося кризиса, власти могут пойти на девальвацию. Косвенно готовность к этому подтвердил накануне заместитель председателя Центробанка РФ Сергей Швецов




Сокращение расходов – не единственный способ исполнить бюджетные обязательства России в условиях надвигающегося кризиса. Наряду с этим можно попытаться пополнить государственную казну – реально (за счет повышения налогов) или номинально (путем существенного понижения курса рубля). И если первый вариант на сегодняшний день вызывает сомнения, пойти на девальвацию власти готовы, предположили специалисты ГУ-ВШЭ, проанализировав Бюджетное послание Путина.

"Высочайшая зависимость доходов федерального бюджета от мировых цен на нефть создает большой соблазн использовать девальвацию как способ повысить не только текущие поступления в бюджет, но и рублевую оценку уже накопленных объемов Резервного фонда и ФНБ. Хотя г-н Игнатьев обычно с гневом отвергает такую возможность, с учетом всех обстоятельств этот вариант представляется нам вполне вероятным", – говорится в очередном выпуске бюллетеня "Комментарии о государстве и бизнесе" ГУ-ВШЭ.

Обстоятельства хорошо известны: многочисленные дорогостоящие невозвратные предвыборные обещания, которые теперь придется выполнять. А как – не понятно. Центральной новацией Бюджетного послания стало введение бюджетного правила, о котором так долго спорили МЭР и Минфин. "Согласно заявлению министра финансов, выполнение бюджетного правила в 2013 г. потребует сокращения запланированных на 2013 г. номинальных расходов в сумме 343 млрд рублей. В послании об этом ничего не сказано, что наталкивает нас на мысль о том, что это и есть главная дискуссионная точка в текущем бюджетном процессе, – говорится в докладе ВШЭ. – Действительно, объем расходов на 2013 г. планировался еще до оглашения предвыборных обещаний В. Путина и серии президентских указов от 7 мая 2012 г., которые, как понятно, лишь нарастили бюджетные обещания".

Названные указы заслужили особое внимание аналитиков. "Принудительное повышение продолжительности жизни и рождаемости, и полуторакратный рост производительности труда к 2018 году (7% в год!), и взлет на 20-е место по рейтингу Doing Business, и многое другое, о чем можно с удовольствием помечтать, но вот как достичь – никому не понятно. Хоть мы и не являемся поклонниками политики нынешнего кабмина – по-человечески нам жаль его членов", – иронизируют эксперты.

Косвенно готовность монетарных властей к девальвации подтвердил во вторник заместитель председателя Центробанка РФ Сергей Швецов. "Говоря о бюджете, можно сказать, что снижение цен на нефть компенсируется изменением курса. Это механизм самолечения. Свободный валютный курс – это иммунитет экономики к внешним шокам", – отметил он на заседании круглого стола "Рубль в 2012 году: итоги и прогнозы".

Регулятор по-прежнему не видит ничего страшного в нынешней волатильности валютного рынка. По мнению Швецова, она не является серьезной и будет длиться достаточно долго. "Нервозность связана с тем, что за ту модель, которую развитый мир использовал до 2007 г., когда блага приобретались в долг, и потребление съело производство будущих поколений, кто-то должен расплатиться", – пояснил он.

Свою миссию Банк России видит в том, чтобы не дать разгуляться спекулянтам, аккуратно сглаживая колебания курса, но не более того. По словам Швецова, российский финансовый сектор в настоящее время достаточно велик, чтобы абсорбировать большую часть валютных колебаний, поэтому размеры валютных интервенций ЦБ стали намного меньше: за полгода он продал на внутреннем рынке менее $10 миллиардов.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей