Почему россияне не умеют продавать и продаваться

Многие считают товарно-денежные отношения чем-то предосудительным. Но неумение заключать честные сделки – признак нечестности общественных отношений, а отнюдь не нашей высокой духовности


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Уже стало общим местом утверждение, что российские граждане, за исключением южных народов, не умеют торговать. Дескать, претит это душе народной. К этому привыкли уже и иностранцы. Иностранные инвесторы говорили мне, что русский стартапер – это отличный инженер, но плохой продавец.

Утверждение тем более странное, что на протяжении столетий российское купечество было весьма сильно и обильно. Для этого не нужно даже вспоминать российских купцов-меценатов, путешественника Афанасия Никитина или легендарного Садко. Достаточно посмотреть на большую часть среднерусских городов, которые выросли и расцвели благодаря местному купечеству.

Однако сегодня многие россияне и вправду не умеют продавать. Посмотрите на кадровые интернет-ресурсы: "продажников" даже в кризис отрывали с руками: профессия остается в топе наиболее востребованных уже второе десятилетие. При этом сегодня процент с продаж таков, что дает возможность наиболее успешным зарабатывать на уровне топ-менеджеров крупных компаний.

Да что говорить – я сама недавно убедилась в том, что искусство продаж подвластно не каждому, когда две подруги из братской Украины приехали и заработали на организации мероприятий столько, сколько никто из российских коллег не сумел.

Как-то странно получается: вот совсем недавно у нас купечество чуть ли не основной класс общества, а вот уже – продать лед в Африке не умеем. Идея о том, почему так получается, у меня появилась после того, как коллега пожаловалась на трудности дочери.

Дочь эта училась в американской школе по программе обмена и числилась среди первых учеников. В школе была, как полагается, школьная газета. Не стенгазета советского периода, куда местные школяры пишут корявые четверостишия, а нормальная малотиражка, отпечатанная в местной типографии. Содержалась она на деньги от размещения рекламы. А рекламу, естественно, собирали сами школьники: ходили по соседям и собирали. Для дочери коллеги это было дико: как это, продавать рекламу своим соседям и друзьям? Она пыталась дать свои деньги, что вызвало недоумение и даже недовольство школьного руководства – попытку обойти правило сбора рекламы они посчитали нечестной игрой.

А вскоре я услышала признание основательницы одной из первых сетей прямых продаж в России о том, что в нашей стране этот бизнес приходится развивать совсем не так, как в остальных. Во всем мире прямые продажи – бизнес домохозяек, которые продают друг другу всякие нужные в хозяйстве вещи, от пылесосов до косметики. "А в России оказалось не принято продавать что-то знакомым. Те, кто это понял, процветают, остальные ушли с рынка", – пояснила бизнесвумен.

Вот оно: мы не умеем заключать сделки. Честные сделки, с нечестными у нас как раз все обстоит чересчур хорошо. Но нечестную сделку с друзьями заключают только люди с очень специфической совестью. Вот мы с друзьями и не торгуем. А также – не заключаем честных сделок в браке, в деловом партнерстве, в той же дружбе, наконец. И вообще не идем в продажи, оставляя это поле проходимцам и хватким приезжим.

Так что наше неумение заключать честные сделки – признак нечестности общественных отношений, а отнюдь не высокой духовности. Думаю, стоит, наконец, вернуться в мир цивилизованных сделок и честного купеческого слова. Начать можно с малого. Я, например, приучила всех друзей честно рассчитываться за каждую услугу. Если меня подвезла на машине подруга – я плачу за бензин. Если мы посидели в кафе с приятелем – я плачу за свой заказ. И так далее. Вначале многие обижались, считали это мелочностью. А теперь подруги признаются, что так действительно легче: никто не обижен и не считает, что им воспользовались.


Опрос: Умеют ли русские продавать?


Обсудить на Facebook

Выбор читателей