Города засасывают людей

Население Земли продолжает потихоньку концентрироваться в крупных городах. Наиболее активно процесс урбанизации идет в развивающихся странах


Небоскребы Шанхая. ФОТО: ИТАР-ТАСС



Население Земли продолжает потихоньку концентрироваться в крупных городах. Наиболее активно процесс урбанизации идет в развивающихся странах. В России же при правительственной поддержке происходит укрупнение мегаполисов.

В настоящее время, по данным ООН, в городах проживает около 51% населения Земли. По данным группы Credit Suiss, только в этом году население городов во всем мире увеличится на 65 миллионов человек, что равно населению Франции. При этом, по данным ООН, быстрее всего городское население увеличивается в Азии и Африке. Согласно прогнозам департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, к середине века городское население Азии увеличится с нынешних 1,9 миллиарда до 3,3 миллиарда человек, а число городских жителей Африки более чем удвоится: с 414 миллионов до 851 миллиона человек. В целом, на Азию и Африку придется 87% глобального прироста городского населения.

Первым из развивающихся стран "урбанистический рывок" сделал Китай: в прошлом году в Поднебесной впервые в истории число горожан превысило число сельских жителей. По данным Национального бюро статистики, 51,3% из 1,347 миллиарда жителей материкового Китая проживают в городах. И этот процент будет увеличиваться. Согласно планам Государственного комитета по демографической политике и плановому деторождению, к 2020 г. в города предполагается переселить еще 100 миллионов жителей китайских деревень. Дело в том, что китайская экономика черпает в сельской местности дешевую рабочую силу. Однако деревня не может поставлять городам рабочие руки бесконечно: давно проводимая Пекином политика сокращения рождаемости привела к тому, что число людей трудоспособного возраста в стране ограничено. Так, только за 2011 г. численность сельского населения Китая сократилась на 14,6 миллиона, что сопоставимо с населением соседней Камбоджи.

Что касается России, то у нас уровень урбанизации достаточно высок – около 75% населения живет в городах, и при этом города продолжают расти. Правда, из деревни уезжать уже почти некому: все бесперспективные села практически вымерли, а там, где сельское хозяйство развивается, люди нужны и востребованы. Зато вовсю идет процесс переселения из мелких городов в крупные. Согласно прогнозам Минэкономразвития, в ближайшие 20 лет из малых и средних городов в крупные агломерации могут мигрировать 15-20 миллионов человек. Многие мелкие города при этом вымрут, точно так же, как до этого деревни. По большей части, это моногорода, которые были построены во времена СССР вокруг какого-нибудь промышленного предприятия, ныне разорившегося и заросшего бурьяном. Поддержка таких городов обременяет бюджет и тормозит экономический рост, и поэтому правительство будет только приветствовать их депопуляцию.

Но, пожалуй, самый существенный вклад во всемирное дело урбанизации в России внесло решение о расширении границ Москвы. Первого июля к столице были официально присоединены 160 тыс. га территории, прежде входившие в состав Московской области. Площадь столицы увеличилась в 2,4 раза, правда, население – всего на 223 тысячи человек. Но тем самым создан огромный плацдарм для урбанизации: в "Новой Москве" можно будет расселить миллионы человек (пока столичные власти ведут речь о двух миллионах).

Таким образом, процесс урбанизации в России в определенной степени направляется "сверху". Люди стремятся в большие города, и власти это поощряют. Но вот сама жизнь в российских мегаполисах становится все более трудной. Особенно в столице. Экологическая и транспортная проблемы висят мертвым грузом, несмотря на все усилия чиновников.

Решению транспортной проблемы помогло бы развитие рельсового транспорта – как подземного, так и наземного. Но, например, проект запуска пассажирских поездов по московскому железнодорожному кольцу буксует, монорельсовую дорогу в районе ВВЦ планируют закрыть по причине нерентабельности. Наконец, усилия метростроевцев, по всей видимости, отныне будут направлены на присоединенные территории, тогда как в "Старой Москве" строительство новых станций застопорится. Оно и так-то не блистало: одна – две станции в год в лучшем случае. Правда на этот год запланировано введение в строй сразу трех станций и 8,5 км подземной линии. Сравнить, например, с Китаем: в Пекине с 2008 г. было открыто 13 новых линий метрополитена, только за последние два года длина подземных магистралей увеличилась более чем на 100 километров. Увы, нам за Китаем не угнаться.

Пока Москва выгодно отличается от Пекина разве что состоянием атмосферы. Но в этом плане мы как раз догоняем китайскую столицу: количество автомобилей в городе неуклонно растет, да тут еще и расширили Москву, как выяснилось, не в ту сторону. Дело в том, что присоединенная и подлежащая застройке юго-западная часть Московской области – именно то направление, откуда чаще всего дуют ветры в регионе. Теперь и без того недостаточная лесополоса в районе Подольска и Щербинки еще поредеет – и воздух в столице ухудшится.

В общем, не удивительно, что москвичи все чаще мечтают о жизни за городом. А немалое число семей – вопреки мировым тенденциям – уже осуществили эту мечту и, наплевав на пробки, перебрались в Подмосковье. Сейчас более трети москвичей, покупая квартиру в новостройке, выбирают область; как грибы растут "таун-хаусы"; немалое число москвичей перебрались жить на благоустроенные дачи. Впрочем, Москва со временем, очевидно, поглотит всю свою область, и тогда все бежавшие из нее формально снова станут горожанами.


Опрос: Урбанизация: хорошо или плохо


Обсудить на Facebook

Выбор читателей