В грядущем апокалипсисе выживут бывшие советские люди

Советский Союз был далеко не лучшей для проживания страной. Но значит ли это, что выросшие в СССР ни на что не годятся?


ФОТО: ИТАР-ТАСС



"Это совок", приговариваем мы осуждающе. "Советское наследие", вздыхают чиновники и аналитики. А представители прогрессивной общественности любят порассуждать о том, что Моисей недаром сорок лет водил свой народ по пустыне – ждал, когда умрет последний человек, родившийся в рабстве.

Спору нет, СССР был далеко не лучшей для проживания страной. И советский строй искалечил, уничтожил, изгнал непозволительно много лучших представителей народа, а еще большее число – соблазнил страшными примерами жестокости, равнодушия, лицемерия и безнаказанности. Все так; но стоит ли отбрасывать абсолютно все?

"Вы удивительный народ. Ваша жизнь была ужасна, но вы научились и в ужасе находить повод для смеха, быть хлебосольными при пустых магазинных полках, строить ракеты и спорить о музыке в условиях серой пропаганды", – сказал мне как-то английский бизнесмен. Он приехал в Россию в начале девяностых – на годик. "По-быстрому срубить бабла", – смеется он, демонстрируя знание жаргона. И вот уже второй десяток лет повторяется одно и то же: перед Рождеством он собирается уезжать, прощается с друзьями – чтобы вновь вернуться к Пасхе. Он уже не мечтает разбогатеть – просто жить вне России ему невмоготу. Что же его здесь держит?

Например, наша смекалка. Приятель любит присылать мне ссылки на всевозможные смешные примеры ее проявления. Например, видеоролик, где экскаватор сам себя везет на барже по реке: роль "весла" исполняет ковш, зачерпывающий воду то справа, то слева по борту. "Ну разве кто-то еще до такого додумается?" – восклицает англичанин.

До сих пор я возражала ему в том духе, что, мол, такие придумки – на манер лесковского Левши: блоху-то подковал, вот только танцевать она больше не может. Что, в самом деле, тот же экскаватор, нельзя было перевезти обычным способом, а не рисковать так глупо? Англичанин горячился и начинал доказывать, что в грядущем апокалипсисе (в который он свято верит) выживут только бывшие советские люди. "Вы даже тараканов сумели пережить", – приводил он последний довод, вспоминая их повсеместное исчезновение из московских жилищ.

В конце концов, я задумалась: а так ли не прав мой заморский приятель? Ведь у нас и вправду от "проклятого прошлого" остались не такие уж плохие навыки.

Та же практическая смекалка, к примеру – сегодня именно на нее, родимую, уповают, когда произносят "инновационный потенциал страны". Двадцать дет назад, говорят, ушлый японец стал миллионером, претворяя в жизнь придумки из журнала "Наука и жизнь". А сегодня в Россию с удовольствием едут бизнес-ангелы, выискивая местных Кулибиных.

Умение быстро адаптироваться к трудностям. В начале 2009-го, когда московские дороги были непривычно свободны, а "бомбили" даже навороченные иномарки, я поспорила с приятелями о том, что острая фаза кризиса закончится очень быстро. Доводом было... огромное количество беременных. "Да, они забеременели, чтобы избежать увольнения, – говорила я. – Но ребенок родится через несколько месяцев – и потребует трат. Очевидно, что они верят: к лету ситуация нормализуется. А так как кризис в головах, то так оно и будет". Я выиграла спор, хотя над моими доводами смеялись.

А то, что называют нашим "интеллектуальным потенциалом", или, проще говоря, высокая образованность? Мы любим возмущаться огромным числом вузов с низким уровнем образования – но разве само по себе стремление достичь успеха в жизни через приобретение знаний плохо? Может нужно не сокращать вузы, а поднимать их качество?

Примеры можно множить, но главное – не в них. А в том, что негоже вычеркивать часть своего прошлого, стыдясь его и отрицая. Мы уже это проходили – и чем все кончилось?


Опрос: Как жилось в Советском Союзе?


Обсудить на Facebook

Выбор читателей