Греция и Германия будут тонуть вместе

Как ни старалась суперстабильная Германия дистанцироваться от преддефолтной Греции, как ни спасала еврозону от расползания долгового кризиса с юга – все тщетно


Ангела Меркель. Фото: AP



Руководство ЕС продолжает активные словесные интервенции в пользу спасения еврорзоны, больше напоминающие попытки спасения того, что еще можно спасти, а именно – финансового реноме последнего экономического локомотива Европы, Германии. Хотя чисто внешне все выглядит вполне европатриотично и духоподъемно. В воскресенье канцлер ФРГ Ангела Меркель и премьер-министр Италии Марио Монти пообещали предпринять все возможное для спасения еврозоны, о чем поспешили поведать миру в официальном совместном заявлении. Меркель и Монти подчеркнули, что Берлин и Рим настроены на безотлагательную реализацию мер, согласованных на саммите ЕС в Брюсселе в конце июня. Примечательно, что вчерашнее заявление почти не отличалось от аналогичного опуса, озвученного после беседы Меркель с французским президентом Франсуа Олландом. Вот только поможет ли все это не то что изменить ситуацию в еврозоне, а хотя бы уберечь главного евроспасателя – Германию от нависшей над ней угрозы снижения рейтинга – не известно.

Как ни старалась суперстабильная Германия дистанцироваться от преддефолтной Греции, как ни спасала еврозону от расползания долгового кризиса с юга – все тщетно. Курс евро упал до рекордно низкого за последние годы уровня, Греции требуется новая реструктуризация долгов, за нею по пятам идет Испания, а сама Германия может лишиться высшего кредитного рейтинга. Вряд ли поможет изменить ситуацию даже вчерашнее известие о том, что правящая парламентская коалиция Греции почти согласовала комплекс мер по экономии €11,5 млрд в 2013 – 2014 годах. Время, определенно, упущено.

Несколько дней назад международное рейтинговое агентство Moody's изменило прогноз по суверенному кредитному рейтингу ФРГ со "стабильного" на "негативный". Заодно с ней такие прогнозы получили и другие страны-доноры Европейского фонда финансовой стабильности – Нидерланды и Люксембург. При этом агентство подчеркнуло, что основанием для пересмотра прогноза стали не внутренние, а сугубо внешние факторы. Внутренней финансовой ситуации в ФРГ Moody's по-прежнему дает наивысшую оценку (что дало основание немецкому минфину подчеркнуть, что Германия по-прежнему остается оплотом стабильности в еврозоне). Однако получается, что самые стабильные экономики Евросоюза могут лишиться высшего кредитного рейтинга ААА из-за своих южных соседей, балансирующих на грани дефолта. Ведь все они имеют несчастье состоять в валютном союзе. В агентстве дали понять, что не исключают также скорого пересмотра прогноза по рейтингу Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) – антикризисного механизма, спасающего проблемные страны еврозоны от дефолта.

Греция, получив помощь ЕС и МВФ на сумму €130 млрд и "добровольно-принудительную" реструктуризацию долгов банками, обязалась существенно снизить показатели госдолга и бюджетного дефицита. Для этого ей пришлось пойти на серьезные сокращения госрасходов, и все же, как теперь выясняется, недостаточные. Афины должны к 2015 г. добиться снижения бюджетного дефицита с 9,3% ВВП до менее 3%. Для этого госрасходы уже урезаны на €17 миллиардов. Чтобы уложиться в согласованные параметры, нужно сэкономить за оставшиеся 2,5 года еще €11,5 млрд, но пока удалось "наскрести" лишь €8 миллиардов. Цена этих сокращений для экономики и общества оказалась запредельной: страна находится в глубочайшей рецессии, политическом и социальном кризисе. Согласно последним правительственным прогнозам, греческий ВВП в этом году сократится более чем на 7%. Теперь Афины просят отсрочки выполнения своих обязательств, что может потребовать новых вливаний со стороны доноров.

Печальнее всего то, что, похоже, старания и жертвы греков были напрасны: перспектива дефолта вырисовывается для страны все отчетливее. По данным источников в руководстве Евросоюза, Греции потребуется повторная реструктуризация задолженности, так как страна не в состоянии рассчитаться по своим долгам (дефолт может наступить уже в сентябре). На этот раз реструктуризировать придется обязательства на сумму около €200 млрд (из 360-миллиардного долга).

Соответствующие расходы, естественно, лягут на страны-доноры и ЕЦБ. Вот тогда негативный прогноз Moody's для Германии имеет все шансы сбыться. Поэтому неудивительно, что в политических кругах ЕС все чаще звучат заявления о неизбежности и даже желательности скорейшего выхода Греции из еврозоны (хотя Еврокомиссия и МВФ в один голос уверяют, что не хотели бы этого). "У Греции уже практически нет шансов остаться в еврозоне", – отметил на днях министр экономики ФРГ Филипп Реслер. По его словам, выход Афин из валютного союза "уже давно ни у кого не вызывает ужаса". Год назад Реслер уже высказывал подобные мысли, но не нашел поддержки у федерального канцлера; на этот раз Ангела Меркель дает понять, что в целом разделяет мнение своего министра.

Впрочем, для Берлина сценарий изгнания обанкротившейся Греции из еврозоны вряд ли сулит облегчение: рейтинги Германии и ЕФФС все равно пострадают (из-за того, что они не сумели сохранить валютный союз в целости). А в эпицентре кризиса окажется следующий проблемный участник еврозоны. Им, скорее всего, будет Испания.

Дела у нее обстоят все хуже и хуже. У более полутора десятков регионов страны – запредельные долги; некоторые из них запросили помощи в Мадриде; банковская система находится на грани коллапса. Центральный банк Испании сообщил, что за второй квартал этого года экономическая активность сократилась на 0,4%; в предыдущем квартале экономика сократилась на 0,3%. Безработица находится на самом высоком в ЕС уровне (более 25% экономически активного населения). Ставки доходности по испанским долговым обязательствам выросли до 7,5% годовых, тогда как при уровне в 7% правительства Греции и Португалии обратились за помощью к ЕС и МВФ. Однако испанское правительство утверждает, что стране не понадобится экстренная помощь сверх тех €100 млрд, которые были ранее предоставлены испанским банкам (а не правительству, как в случаях с Грецией, Ирландией и Португалией). Однако обозреватели все чаще склоняются к мысли, что и Мадриду без поддержки все же не обойтись. Как пишет The Guardian, вопрос не в том, понадобится или нет Испании пакет экстренной финансовой помощи, а в том, когда именно он понадобится. И речь при этом идет о сумме не меньше чем €300 миллиардов.

Впрочем, момент истины настанет только в начале сентября. Именно тогда миссия "тройки" кредиторов представит свой отчет по ситуации в Греции. А 12 сентября Конституционный суд Германии должен вынести свое решение о конституционности Европейского стабилизационного механизма (ESM), который задуман как постоянно действующий стабфонд, вместо нынешнего ЕФФС (близкого к исчерпанию своих ресурсов). От решения Германии зависит, быть или не быть этому спасательному кругу еврозоны. Но судьба ее кредитного рейтинга, похоже, от нее самой уже не зависит.

Выбор читателей