Генералы обвинили Медведева в нерешительности

Война в Южной Осетии могла закончиться меньшими потерями, если бы тогдашний президент вовремя распорядился применить силу, заявили участвовавшие в конфликте генералы. На защиту Медведева встал Владимир Путин. Пойти на войну с Грузией было непросто, напомнил он


ФОТО: AFP



Война в Южной Осетии, начавшаяся ровно четыре года назад, могла бы закончиться с меньшим количеством жертв, если бы президент Дмитрий Медведев 8 августа 2008 г. проявил больше решительности. Такое мнение высказали ряд высокопоставленных российских офицеров в фильме "Потерянный день", который появился в Интернете в канун годовщины конфликта.

О том, что грузинские войска готовятся напасть на Южную Осетию, стало известно еще 7 августа, заявил, в частности, генерал-майор Марат Кулахметов, командовавший в августе 2008 г. миротворческими силами в зоне грузино-осетинского конфликта. "Идут доклады командира батальона, что погиб экипаж боевой машины, который стоял на линии разделения. Сообщение поступило в 5:50 утра 8-го числа, через полчаса - гибель еще одного военнослужащего. Час проходит – гибель еще двух человек. Через час начала боевых действий Грузией, штурма города, был ранен уже сам непосредственно командир батальона", - рассказал он.

Данные о потерях постоянно шли в Генштаб, однако Верховный главнокомандующий Медведев на это никак не отреагировал, хотя ему достаточно было приказать распечатать пакет документов, содержащих четкие инструкции на случай нападения грузин, отметил Кулахметов.

Такую же точку зрения высказал и генерал Юрий Балуевский, возглавлявший в 2008 г. Генштаб Вооруженных сил. По его словам, план на случай атаки грузинской армии был разработан еще во время второго срока Владимира Путина. "С первым падением снаряда, бомбы давать команду на применение ответных действий в плане оружия, в плане войск. Тогда, я убежден, потери были бы значительно меньше, - подчеркнул Балуевский. - Верховному главнокомандующему президенту Медведеву, на мой взгляд, надо было просто сказать: "Действовать в соответствии с тем планом, который я утвердил». Самое главное – вот эта начальная команда. И вот эта начальная команда была дана, к сожалению, с глубоким опозданием".

Заявления генералов накануне прокомментировал президент РФ Владимир Путин. По словам главы государства, решение о применении силы в Южной Осетии было очень ответственным и сложным, на его принятие ушло порядка трех дней. "Уровень наших отношений в сфере безопасности не позволяет нам оперировать такими категориями. Военная разведка, думаю, делала свое дело. Решение о применении вооруженной силы очень ответственное: там стреляют и гибнут люди. Прежде чем его принять, надо десять раз подумать", - сказал Путин журналистам после совещания в Ленинградской области.

Тем временем в связи с четвертой годовщиной начала войны Следственный комитет отчитался о ходе расследования конфликта. В ведомстве заявили, что российских миротворцев обстреливали из грузинских населенных пунктов, а информация о бесчинствах военнослужащих РФ на территории Грузии не подтвердилась. "Эти выводы подтверждаются показаниями допрошенных в качестве свидетелей и потерпевших более 2 тысяч военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, изучением штабных, оперативно-служебных и иных документов более 50 российских воинских частей и соединений, принимавших участие в операции по принуждению Грузии к миру", - отметили в СК РФ.

Кроме того, в Следственном комитете заявили, что власти Грузии целенаправленно дискредитировали российскую армию. Об этом следователям рассказали те, кто работал в "незаконно избранном правительстве Дмитрия Санакоева" (альтернативном правительстве Южной Осетии, назначенном Тбилиси). По информации СК РФ, убитых грузинских солдат переодевали в гражданскую одежду, чтобы специально сфальсифицировать материалы о большом количестве жертв среди мирного населения Грузии. В дискредитации российской армии были замешаны и украинские наемники, утверждают в СК. Их переодевали в форму военнослужащих РФ и монтировали видео и фотографии о бесчинствах в грузинских селах. В связи с тем, что причастных к этому лиц невозможно наказать по законам РФ, Следственный комитет намерен инициировать рассмотрение дела в Международном уголовном суде.

Выбор читателей