Покупатели в России остаются быдлом

Отношение к покупателю как к быдлу, которое к продавцу-небожителю должно давиться в очереди и которое непременно нужно хоть в чем-то надурить, укоренилось еще с советских времен


Фото из архива ИТАР-ТАСС



За два дня мне позвонили человек пять знакомых, которых при покупке разных вещей обманули, а потом еще и осмеяли. Такое ощущение, что отношение к покупателю как к быдлу, которое к продавцу-небожителю должно давиться в очереди и которое непременно нужно хоть в чем-то надурить, укоренилось в наших гражданах еще с советских времен. Странное дело: многие нынешние продавцы и продавщицы в советской торговле не трудились, так что перенять "положительный" опыт не могли. Тем не менее немало продавцов ведут себя так, будто по 20 лет простояли за прилавком в СССР.

Политолог, директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохвалов пожаловался мне на днях, что не может ходить по московским магазинам: во многих, например, нельзя брать в примерочную больше трех вещей, а в некоторых не разрешают брать даже больше двух. При этом, когда несешь в примерочную даже две вещи, продавщицы смотрят на тебя с таким подозрением и презрением, как будто одну ты непременно собираешься украсть.

С возвратом купленного у нас самая настоящая катавасия. Моя знакомая Татьяна пожаловалась, что на днях купила в магазине машинку для стрижки волос. Вроде и магазин известный, и машинку выбрала хорошую. Однако дома неожиданно выяснилось, что машинка не стрижет. Вернее, стрижет, но как-то странно.

После внимательного чтения инструкции выяснилось, что машинка предназначена, вообще-то, для стрижки усов и лишь в исключительных случаях может использоваться для стрижки волос. Что такое "исключительные случаи", Татьяна так и не поняла – то ли имеется в виду пребывание на Северном полюсе, где поблизости нет парикмахерских (и, главное, нет людей, которые результат этой стрижки увидят), то ли имеются в виду исключительные волосы, которых на голове не больше, чем у человека может быть усов.

Одним словом, промучившись с машинкой и окончательно поняв, что ее муж исключительным случаем не является, Татьяна понесла покупку обратно в магазин. Там, выслушав рассказ о ее страданиях, похихикали, после чего заявили, что купленную вещь обратно не возьмут – это предмет личной гигиены, а они, согласно закону, обратно не принимаются.

Знакомые посоветовали Татьяне заказать экспертизу злополучной машинки – вдруг она бракованная, потому и плохо стрижет? Однако стоимость экспертизы составляет 5 тысяч, дороже самой машинки. Если же выяснится, что товар не бракованный, все расходы за экспертизу лягут на плечи покупателя. Поэтому экспертизу решили не заказывать, а машинку – попросту забросить подальше.

А самое страшное дело, по словам того же Алексея Самохвалова, – это покупки через Интернет. Недавно он, например, заказал онлайн индукционную печку. "Стал оплачивать карточкой. На экране вылезла табличка: ваш платеж не прошел, повторите платеж. Я повторил. Потом заглянул в электронную почту и удивился, что они меня два раза поблагодарили". Запросил выписку в банке – оказалось, деньги списаны два раза. Он позвонил в интернет-магазин и попросил вернуть ему один платеж. Там посоветовали идти в банк и разбираться самостоятельно. В итоге политолог написал в интернет-магазин два десятка писем, угрожая Роспотребнадзором и разными другими инстанциями. Вначале ответы были уклончивыми – дескать, "ваш вопрос рассматривается" и так далее. Потом на письма отвечать вообще перестали.

Кстати, печку, которую курьер обещал привезти в течение двух дней, Самохвалову так и не доставили. То ли в интернет-магазине на него просто обиделись, то ли все курьеры ушли в отпуск. Одним словом, от печки он в итоге отказался и теперь просит вернуть ему оба платежа.

Когда-нибудь вернут, уверен Алексей Самохвалов. Вот только когда, не известно. Девушка на проводе по-прежнему сообщает: "Ваш вопрос рассматривается".

Выбор читателей