В Африке насчитали 34% среднего класса

Такие страны, как Гана и Руанда, последние семь лет показывают рост экономики в пять раз выше, чем Южная Корея и Тайвань. Несмотря на коррупцию и большой процент нищего населения, бизнес смотрит на этот рынок позитивно


ФОТО: Getty Images



Политика стран Африки стала более позитивной для бизнеса, уверяют эксперты. Гана и Руанда последние семь лет показывают рост экономики в пять раз выше, чем Южная Корея.

Экономика Африки оценивается в $1,8 триллиона. Такие страны, как Гана и Руанда, последние семь лет показывают рост экономики в пять раз выше, чем Южная Корея, Тайвань и другие восточно-азиатские государства. Причем этот показатель несколько ниже, чем ожидалось. Несмотря на это, эксперты утверждают, что африканские потребители лишены обширного выбора товаров и вынуждены переплачивать. Так, до недавнего времени южноафриканцы, которые хотели бы приобрести шампунь, сделанный специально для их волос, или косметику для черной кожи, могли выбирать лишь среди дорогостоящей американской продукции, пишет The Economist.

Африка становится привлекательной для инвесторов благодаря появлению в ней большой прослойки так называемого среднего класса. Африканский банк развития причисляет к этой прослойке всех, кто тратит между $2 и $20 в день. Таким образом, к среднему классу принадлежат сейчас более 34% африканцев (326 миллионов человек) по сравнению с 27% в 2000-м.

В настоящее время на континенте работает ряд крупных транснациональных компаний. В том числе британо-нидерландская компания, один из мировых лидеров на рынке продуктов питания и товаров бытовой химии Unilever, крупнейший в мире производитель продуктов питания швейцарская Nestle. У последней продажи в Африке составляют лишь 3% от общего объема, однако фирма планирует увеличить свое представительство на этом рынке. В настоящее время Nestle, инвестировавшая в регион почти $6 млрд за два года, имеет 29 заводов в Африке и планирует строительство новых.

Еще одна компания, работающая на африканском континенте, - SABMiller, второй в мире по величине производитель пива. SABMiller планирует инвестировать в Африку $2,5 млрд и в течение следующих пяти лет построить и отремонтировать пивоварни. В предыдущем году Африка, за исключением ЮАР, стала наиболее растущим рынком для компании - 13%.

Однако развивать бизнес в Африке в полную силу компаниям мешает ряд серьезных проблем. Одна из них - высокий уровень преступности, магазины и автомобили с продукцией часто становятся целями грабителей. Вторая - большое количество нищих. По прогнозу, в 2020 г. население Африки составит 1,3 миллиарда человек, при этом сейчас более двух пятых всех африканцев живут на $1,25 в день. "Брэнды для населения значат меньше, чем цены", - говорит Саймон Кратчли, глава компании AVI, крупного южноафриканского производителя потребительских товаров.

Еще одна серьезная трудность - это плохое качество дорог и железнодорожных путей, из-за чего, например, компания Danone не может поставлять свою продукцию в Анголу, Нигерию и Гамбию. Кроме того, в некоторых странах производителям необходимо копать собственные скважины и устанавливать электрогенераторы. Так, в крупнейшем городе Танзании Дар-Эс-Саламе электричество подается два часа в день, причем непредсказуемо. Однако главной проблемой континента является коррупция. Требуя взяток, таможенники заставляют грузовики и суда с товарами ждать на границе неделями.

Несмотря на все эти проблемы, эксперты смотрят на развитие африканского рынка позитивно. Как выразился основатель Международного экономического форума Клаус Швоб, цинизм в отношении Африки сменился на оптимизм. Несколько десятилетий назад большинство правительств африканских стран сделали условия для бизнеса крайне тяжелыми, но теперь их политика меняется, становясь благоприятной для экономики.

Выбор читателей