Цену бензина к зиме боятся даже предсказывать

Снижение цен на топливо в России в принципе невозможно: новые месторождения не разрабатываются, инфраструктура переработки сильно изношена, так как была заложена еще в СССР. Тогда же были построены 28 основных НПЗ


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Во вторник в Москве состоялась пресс-конференция "Цены на топливо: тренд на повышение?". Принять участие в публичной дискуссии пригласили лучших экспертов и аналитиков топливного рынка, однако даже они не смогли ответить на вопрос, сколько будет стоить бензин к концу этого года.

Пока прогнозы осмеливаются давать только на сентябрь – октябрь. Так, по словам заведующего лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Валерия Семикашева, за сентябрь – октябрь цены на бензин вырастут на 2 – 3 руб. по сравнению с августом, "то есть на 7% – 10%, плюс 30 коп., на которые выросли акцизы для низкокачественного топлива, а для качественного – выросли издержки на производство".

По мнению других экспертов, цены вырастут на все 14%: "Ситуация из года в год повторяется", – считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его мнению, нынешнее стремительное подорожание бензина – всего лишь типичные "сезонные колебания".

Прошлогоднее повышение цен на бензин на 14% Евгений Аркуша резким не считает – тогда на 7% цены подтолкнула инфляция, и еще на 7% – акцизы. В результате в прошлом году Россия столкнулась с акциями протеста против повышения цен на бензин. Сейчас уже не все помнят, но в 2011 г. главным требованием автовладельцев, обещавших перекрыть трассы, было снижение цены на бензин почти в два раза – до 15 рублей.

"С таким подходом им надо каждый день перекрывать трассы", – считает директор Института экономики энергетики и жилищно-коммунального комплекса НИУ ВШЭ Виктор Колесник. По его мнению, снижение цен на топливо в России в принципе невозможно: новые месторождения не разрабатываются, инфраструктура переработки сильно изношена, так как была заложена еще в СССР. Тогда же были построены 28 основных НПЗ. Не прибавляют оптимизма географические и прочие чисто российские факторы: на Дальний Восток, напомнил Колесник, топливо приходится везти по железной дороге 12 тыс. км, при этом немалая часть страны живет за счет электричества, вырабатываемого дизельными электростанциями.

По словам Евгения Аркуши, снижение цен до 15 руб. все-таки возможно – для этого надо всего лишь, чтобы у нас было как в Америке: "В США налоговая нагрузка в три раза меньше – 20% против наших 60%. Разница в 40% – это и есть те самые 15 рублей". Однако, заметил Аркуша, если мы снизим налоги на топливо, то откуда возьмем деньги, чтобы выплачивать пенсии? Поэтому "причин для снижения цен на бензин у нас в стране нет", подвел итог президент Российского топливного союза.

А Валерий Семикашев добавил, что топливо дорожает отнюдь не быстрее всех – например, ЖКХ "прыгает намного сильнее". Да и вообще, осенью все сильно подорожает и "рост цен на бензин не превысит роста цен на другие товары и услуги". Вот уж, действительно, успокоил.

Получается, что бензин подтянется за другими товарами и услугами, которые, в свою очередь, подорожают из-за роста цен на бензин. Этот замкнутый круг ни производителей топлива, ни правительство нисколько не смущает.

Очередное "сезонное подорожание" прямым и косвенным образом вытряхнет деньги из карманов тех же пенсионеров, на обеспечение которых пенсиями вроде бы и работает вся нефтяная промышленность, отстегивая в бюджет огромные суммы налогов и акцизов.


Опрос: Готовы ли вы отказаться от личного авто из-за повышения цен на бензин?


Обсудить на Facebook

Выбор читателей