Курс рубля
- Ждать ли "апокалиптический" курс доллара: эксперты предупредили россиян
- Обменники массово закрываются по России после обвала доллара
- Минфин двумя словами объяснил причину обрушения рубля
Подсчет голосов на референдуме о невыплате зарубежных долгов. Архивное фото AFP |
Авторитетные мировые СМИ освещают эти новации, мягко говоря, дозированно, что, видимо, объясняется тем, что дурной пример заразителен. Зато местные издания Америки, Канады и Европы комментируют новости из Исландии с сочувствием, время от времени восклицая: "Вот бы и нам так!". Но в точности "так" у них не получится, потому что в Исландии все не так, как у других: и климат, и размеры, и численность населения, и история.
С начала Х в., а может быть и раньше, на "ледяном острове" привыкли решать все вопросы на тангах (собраниях), а раз в год обсуждать самые важные проблемы на альтингах (всеобщие собрания). В 1845 г. в Исландии появился парламент, формируемый в рамках европейской традиции. Страна является парламентской республикой. Есть там и президент, его избирают каждые четыре года, но число возможных сроков не ограничено. Например, нынешний президент Олафур Рагнар Гримссон был этим летом избран на пятый срок.
Прямую демократию в Исландии практикуют до сих пор. До недавнего времени это делали не часто, потому что все было относительно спокойно. Но экономический бум начала 2000-х сменился глубочайшим кризисом. И началось время прозрений и нетривиальных решений.
Сначала общество осознало, что экономический крах стал следствием политики, которую проводило правительство, и финансовых манипуляций в банковской сфере. Хорошего ответа на вопрос, каким образом активы трех ведущих банков – Landbanki, Kapthing и Glitnir – в десть раз превысили ВВП страны, не было, и возмущенные исландцы вышли на улицу. Осада здания парламента и уличные бои привели к отставке правительство Гейра Хорде. По итогам парламентских выборов, прошедших в начале 2009 г., было сформировано новое коалиционное правительство под руководством члена Социал-демократической партии Джоанны Сигурдардоттир.
Новое руководство страны занялось спасением того, что осталось от экономики: принимало меры по защите национальной валюты и внутренних счетов, создавало на обломках старой финансовой системы новые контролируемые государством банки и препятствовало вывозу капитала. Помимо этого, оно озаботилось снижением налогового бремени тех, кто больше всех пострадал от кризиса. Например, падение в разы исландской кроны привело к росту долгов по ипотечным кредитам в иностранной валюте. Казавшееся неизбежным разорение домовладельцев остановили благодаря соглашению о том, что долг не может превышать 110% от стоимости дома, то есть все кризисные накрутки автоматически отсекались.
Тем временем власти Великобритании и Нидерландов, озабоченные поддержанием собственных финансовых систем, выплатили компенсации своим резидентам, понесшим убытки из-за исландского дефолта. Начались переговоры о реструктуризации и выплате долга. Загнанный в угол исландский парламент принял закон о частичном погашении долга и условиях рассрочки: €3,5 млрд нужно было выплатить в течение следующих 15 лет. Добывать эти весьма значительные для Исландии деньги планировалось за счет налогов и урезания социалки.
В общем, все как в Греции: долги одних частных банков другим частным банкам оплачивает население, в данном случае – €100 ежемесячно с каждого гражданина. Но в Исландии эта классическая ситуация – "приватизация прибылей и обобществление убытков" – была воспринята как экстраординарная. Народ снова вышел на улицу. И тут президент Гримссон сделал нетривиальный ход: отказался утвердить закон и вынес вопрос о погашении долга на референдум.
В марте 2010 г. против выплаты зарубежных долгов проголосовали 93% участников референдума (столь впечатляющее единение удивительным образом совпало с пробуждением вулкана Эйяфьятлайокудль). Но останавливаться на достигнутом в Исландии не собирались.
Общество озаботилось фундаментальным вопросом "Как нам обустроить выходящую из кризиса Исландию?". Ответ лежал на поверхности: необходимо узаконить приоритет потребностей граждан над интересами рынка, а для этого нужна новая конституция. Написание и редактирование статей нового Основного закона было поручено 25 гражданам, избранных по простому принципу: каждому должны безусловно доверять не менее 30 человек из 522 выборщиков. Единственным условием участия в конституционной ассамблее была беспартийность.
Работа над новой конституцией началась в феврале 2011 г., и все это время исландцы круглосуточно обсуждали каждую ее фразу в интерактивном режиме на форуме сайта правительства, а также в соцсетях. И предлагали для обсуждения собственные идеи. Например, в ходе дискуссии был поставлен вопрос об отмене партийности и выработке национальной идеологии как компромисса, достигаемого гражданами в ходе открытых дискуссий.
Задача членов ассамблеи сводилась к письменному оформлению достигнутых компромиссов. Легко видеть, что эта модель принципиально отличается от "всенародных обсуждений", которые происходят в России по принципу: вы пишите, а мы потом решим, что взять, а что проигнорировать.
Сегодня эта работа завершена. В октябре должен пройти референдум, на котором помимо текста конституции будут предложены и конкретные спорные вопросы: отделение церкви и государства, государственная собственность на природные ресурсы, государственные гарантии доступа в Интернет и другие. Чем все это закончится, пока не ясно, но налицо реальное творчество масс и участие "каждой кухарки" в управлении государством.
Все эти обескураживающие наблюдателей новации внедрялись в обстановке информационной блокады и сильного давления со стороны других государств. Но Исландия гнула свою линию, добиваясь стабильности не в финансовой, а в налогово-бюджетной сфере. Отказ от внешних обязательств, запрет на вывоз капитала и мобилизация внутренних ресурсов заставили исландскую крону работать на экономику страны. Результат налицо: инфляция упала с 20% до 6%, ежегодный рост экономики колеблется в районе 2,6% – 2,9%, безработица сократилась до 5,8%, что в два – три раза ниже, чем в Греции, Испании и других проблемных странах еврозоны.
Но игра еще не сделана. Лондон грозит "затаскать Рейкьявик по судам" за неуплату долгов, а в ходе переговоров о вступлении в ЕС, куда Исландия попросилась в крайне неблагополучном 2009 г., от нее добиваются снижения рыбных квот и прекращения китового промысла.
В целом, коллизия выглядит достаточно комично: представители ЕС, уже не рассчитывая добиться выплаты долгов, исключают эти темы из переговоров, но во всем, что касается селедочных квот и китобойного промысла, обещают стоять как скала. А из Исландии отвечают: "И что они сделают? Запретят выход из двухсотмильной зоны? Так рыбы и у берегов полно. Перестанут покупать нашу селедку? Получат рост цен и недовольство своего населения".
Столь несгибаемый оптимизм, конечно, симпатичен, но происходящее сегодня в Исландии – это история с открытым финалом. Президент Гриммсон как-то напомнил, что в 2009 г. "Исландии говорили, что если она не примет условия международного сообщества, то станет северной Кубой, а если бы мы согласились, то стали бы северным Гаити". То есть выбирать приходится между двумя крайностями.
Дипперсонал Незалежной отказывается возвращаться домой
"Коалиция желающих" может не принять президента Франции после таких слов, считает политик
"Детей пришлось реанимировать": тяжелобольная Симоньян сделала печальное признание
Ванга предрекла Путину переломный момент в судьбе: что произойдет с Россией в 2026 году
"Раньше не видела ничего подобного": британцы сняли НЛО в форме конфеты
Дети массово рухнули на землю во время линейки в честь погибшего на СВО