Россия смотрит на Восток, где ее никто не ждет

Россия будет делать все для усиления своего влияния на Востоке. В первую очередь, это необходимо ей для получения козырей в усиливающемся противостоянии с Западом


ФОТО:



Россия все более активно разворачивается в сторону Азии, рассматривая ее как реальную внешнеполитическую и внешнеэкономическую альтернативу традиционному партнеру - Западу. Такие мысли высказывает в своей колонке в The Financial Times известный обозреватель Дэвид Пиллинг.

По мнению автора, Россия следует примеру США, которые в прошлом году демонстративно укрепляли свое присутствие в этом регионе. Теперь, по его словам, пришло время России. И в рамках этой политики Владимир Путин намерен превратить Владивосток в центр-хаб трансевразийских связей.

Ранее Россия практически игнорировала Восток, считает Пиллинг, напоминая, что на Азию приходится менее 25% внешнего товарооборота России, тогда как на Европу - более 50%.

По мнению британского колумниста, поворот России в сторону Азии выглядит вполне логичным на фоне обостряющегося кризиса в Европе. В качестве подтверждения успехов в этом направлении автор приводит тот факт, что объем торговли России с Китаем уже превзошел объемы торговли с Германией и США ($80 млрд против $50 млрд и $34 млрд соответственно).

Экономика не единственный инструмент российской восточной экспансии. Все чаще Россия пытается увязывать с Китаем и свои внешнеполитические позиции. Москва и Пекин все теснее координируют свои действия на международной арене, говорится в статье.

Впрочем, восточно-ориентированная риторика российских политиков и попытки бизнеса в налаживании деловых отношений со странами ЮВА вовсе не означают, что в скором времени Россия займет на Востоке какие-либо ключевые позиции. "И все же между российскими устремлениями и реальностью целая пропасть шириной в Волгу", - констатирует Дэвид Пиллинг.

Здесь британский колумнист абсолютно прав, так как существует ряд факторов, делающих перспективы российской восточной экспансии более чем туманными, если не сказать рискованными. Первая и самая главная заключается в слабом развитии и малой населенности дальневосточной части самой России. Это резко сокращает возможности трансграничного экономического сотрудничества, производственной кооперации и т.п. Вдобавок, считает Пиллинг, Москва давно опасается, что многонаселенный Китай совершил "мирное вторжение" в малонаселенную Сибирь.

Не стоит ждать и серьезных подвижек от взаимоотношений с Японией. До заключения мирного договора между странами, что затруднительно из-за территориальных претензий, Япония будет воздерживаться от серьезных инвестиций в Россию. "В любом случае, Россия не внушает доверия инвесторам. Возможно, ее будущее устремлено на Восток. Но вся ее история тянет ее в противоположном направлении", - заключает автор публикации.

С другой стороны, это не означает, что Россия будет отказываться от усиления своего влияния на Востоке. В первую очередь, это необходимо ей для получения необходимых козырей в усиливающемся противостоянии с Западом. Впрочем, как показывает практика, Россию на Востоке, по большому счету, никто не ждет. И удастся ли ей заполучить эти самые козыри - большой вопрос.

Выбор читателей