Почему у нас невыгодно работать хорошо

Репутационный ущерб – неведомое понятие для отечественного бизнеса, будь он малым или большим. Посетитель ушел недовольным и пригрозил, что отсоветует ходить в это заведение друзьям – подумаешь, другие придут


ФОТО: ИТАР-ТАСС



"Удивительно: в Москве найти хорошего парикмахера – целая проблема! А если найдешь – очередь к нему на два месяца вперед, а денег он берет как личный парикмахер английской королевы. А здесь я захожу в первую попавшуюся парикмахерскую – и еще ни разу не прогадала. При этом цены – более чем умеренные", - удивлялась недавно моя подруга. "Вот по чему я скучаю – так это по их кафе: за крошечные по нашим меркам деньги тебя просто оближут, не говоря о том, что вкусно накормят", - вздыхает мой знакомый, отличающийся, вообще-то, истовым патриотизмом. Первая говорила о Греции, в которой, как нам кажется, граждане только и делают, что протестуют на улицах или бездельничают, второй – о Германии.

Таких примеров я могу привести массу: почти все, кто ездит в Европу (включая и бывшие "наши" балтийские страны), хвалят тамошних лавочников, булочников, парикмахеров, официантов и прочих. Что объединяет всех этих прекрасных людей? Только одно: они занимаются малым бизнесом в сфере услуг в странах, где эта работа в почете.

Государственная и окологосударственная поддержка малого бизнеса в России почти ровесница самой новой России, а дела с малым бизнесом идут хуже некуда. При этом и поддерживать-то предпочитают некий "инновационный" или "производственный" бизнес. А сфера обслуживания просто отдана на откуп: торговля – вчерашним гастарбайтерам, салоны красоты – скучающим женам и любовницам состоятельных людей.

Можно долго рассуждать о том, почему так случилось, но гораздо важнее, по-моему, наконец, понять, что мы из-за пренебрежения к "обслуге" теряем. Может быть, тогда и отношение к этой сфере изменится. Например, та же подруга с удивлением рассказывала, как учивший ее игре на бузуке (это такое греческое подобие балалайки) грек говорил: "Вот научишься играть, будут тебя спрашивать, кто тебя учил – скажешь, что ты ученица Андреаса". "Я еще пальцы по струнам с трудом переставляю, а он уже держит в голове, что придет тот час, когда он будет мной гордиться. И это вообще характерно – то же самое мне и мой преподаватель греческого говорил, - говорит подруга. – И – что важно – это и правда работает! Ведь мне этого Андреаса порекомендовал его бывший ученик, и преподавателя я нашла по отзывам, и в таверну тут ходят к знакомым". Ну что тут скажешь? Я вот тоже, как и многие у нас, искала через знакомых парикмахера, маникюрщицу, массажиста, стоматолога, юриста... И вынуждена признать: гарантии качества это не дает. Никакой. А вот то, что с тебя сдерут больше, чем с человека "с улицы" - это как пить дать. Не работает у нас "блат" в этой сфере, увы.

Почему? Возможно потому, что хорошие профессионалы у нас в сфере услуг разоряются. Я помню, как мне в свое время страшно повезло: в детской поликлинике участковый педиатр моего маленького тогда сына оказалась удивительно добросовестная, увлеченная делом девушка. Ее уволили довольно быстро. Потому что очередь к ней растягивалась на две смены: вместо того чтобы за пять минут написать "что надо", она по полчаса внимательно осматривала пациентов. А за последнее время уехали из страны или вышли на пенсию многие мои хорошие медики... Невыгодно им здесь работать. Как невыгодно вкусно и недорого кормить посетителей в кафе, модно и недорого стричь. А уж научить человека иностранному языку (премудростям кулинарии, танцам, например) быстро и хорошо – просто прямой убыток. Ведь это значит – ученик скоро перестанет платить. А вы думаете, почему у нас так плохо знают иностранные языки?

При этом репутационный ущерб – неведомое понятие для нашего бизнеса, будь он малым или большим. Посетитель ушел недовольным и пригрозил отсоветовать ходить к нам друзьям? Подумаешь! Другие придут! Да и эти вернутся – куда они денутся: ведь во многих провинциальных городах даже малый бизнес умудрился стать местной монополией в той или иной области.

Результат? Я хожу нестриженая, дожидаясь поездки за границу: там постригут лучше и дешевле. Покупки все больше людей делают через Интернет, опять же из-за границы, презрев сопутствующие проблемы. Лечиться – это уже традиционно там, как только что-то серьезнее насморка. По сути, мы свою жизнь здесь все чаще воспринимаем как вахту по зарабатыванию денег для траты их там. И после этого кто-то удивляется цифрам оттока капитала?


Опрос: Чем вы руководствуетесь, выбирая парикмахерскую, ресторан и т.п.?


Обсудить на Facebook

Выбор читателей