Рецепт идеального боевика

Как правильно сориентировать секретного агента на местности и пустить его галопом. Джейсон Борн - это вам не элегантный Бонд или прямолинейные персонажи Арнольда Шварценеггера




Существует классический рецепт экшен-боевика. Берется главный герой выдающейся внешности и/или мускулатуры, ему доверяется некоторое количество огнестрельного оружия, мало-мальский повод начать действие (захват семьи в заложники, просто приказ Ее Величества). Далее в кадре нарисовываются 140 здоровенных нехороших парней, которых герой должен по ходу дела порубить в капусту, что и демонстрируется весь остальной отведенный хронометраж - чем в более крупных и красочно-кровавых подробностях, тем лучше для сборов.

Такие фильмы делают имена исполнителям ролей суперменов, являются хорошей площадкой для продакт-плейсмента, вызывают лютое раздражение у эстетов, а также заслуженно получают злобный рейтинг R, то есть детям до 16. Так вот, цикл об агенте Джейсоне Борне - редкий, из ряда вон выходящий случай современного боевика, обладающего всеми качествами, нужными народу, но вместе с тем напрочь лишенного естественных для кристально чистого жанра недостатков. Идеальный случай, каких не бывает. А если и бывают, то редко, и их тут же все любят. Именно для любителей "борнианы" ее создатели приготовили сюрприз, выпустив коллекционное издании-трилогию на Blu-ray - DVD (в продаже она появилась 16 августа этого года, аккурат перед четвертой частью саги).

А теперь разберемся, в чем же секрет успеха именно этой картины. Измордованному до потери памяти суперкиллеру, не помнящему даже своего настоящего имени, сочиняется история побега из лап системы спецслужб, а после начинается непрерывная лютая погоня, где все гоняются друг за другом с целью "произвести зачистку", а главный герой бегает еще и от собственных кровожадных воспоминаний. Или за ними. Канва проста до безобразия, и, по части, не слишком нова. Но она в этом деле и не главное, нужно лишь правильно сориентировать любимца нашего Борна на местности и пустить его галопом.

Мэтт Дэймон для такой роли подходит идеально: не склонный к рефлексии персонаж, скупая мимика, не слишком выпирающие мышцы, колючий взгляд, черное пальто и хороший низкий старт. С самого начала первого фильма он носится, кружит, бьет и отскакивает. Это вам не элегантный Бонд или прямолинейные персонажи Шварценеггера. Это настоящий агент - делающий то, что должен, если раскаивающийся, так только про себя, совершающий ошибки - исключительно в попытке снова стать человеком.

Сами понимаете, в такой трактовке второй фильм не мог оказаться хуже первого, а третий хуже второго. Потому смотрятся все три части на одном дыхании. Что бы там ни придумал сценарист, как бы ни мучил массовку режиссер, сколько бы денег ни желал заработать на картине продюсер - все равно зритель вопьется в экран с первого кадра первого фильма и не будет отворачиваться до самого финала фильма третьего.

Единственное, чем третья часть отличается от двух предыдущих, - она категорически выбивается из прежних заходов своим еще более стремительным ритмом, а также, если хотите, удивительным нахальством, прорезавшимся в главном герое.

Именно зрелище поставлено во главу угла в третьей части, и бесконечные трюки так плотно вживлены в дрожащую камеру и предельно короткий монтаж, что вместо просто визуального приема и просто способа развлечь вплетаются в ткань событий и становятся органичной сутью происходящего.

Если в первых частях формальное заглядывание Борна в окна "сверхсекретной конторы" было бы нонсенсом, то в третьей это необходимый поворот. Ведь мы видели перед этим, на что в действительности способен Джейсон Борн, а значит - он способен на что угодно, в том числе заглядывать в окна.

Все эти прыжки на мопеде и без, стрельба "с двух рук в прыжке" и просто удушение вафельным полотенцем в исполнении Дэймона смотрятся так прекрасно и органично, что недолго подавиться попкорном. А знаете, почему "борниана" единственная оказалась достойной дать ответ "бондиане"? Потому что в центре ее оказался настоящий, яркий, своеобразный, не обделенный собственным лицом персонаж.

Дизель в "Трех иксах" и Круз в "Миссии невыполнима" играли, в основном, сами себя, в итоге одна франшиза умерла, лишившись актера, вторая держится изо всех сил, но тоже поскучнела на глазах в сторону семейных ценностей. И только Борн - редчайший случай в кино и отличный пример полного, по старику Станиславскому, погружения актера в своего персонажа.

Выбор читателей