Кавказ хочет еще денег

Президент Дагестана считает, что Северный Кавказ серьезно недофинансирован. Поэтому, по его словам, люди разъезжаются по России в поисках лучшей доли


ФОТО: president.e-dag.ru



Северный Кавказ очень серьезно недофинансирован, и разговоры о том, что "хватит его кормить", ведутся на пустом месте, считает президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. "В РФ существуют и другие проблемные регионы, где также надо вкладывать деньги, но я считаю, что Северный Кавказ очень серьезно недофинансирован, и все эти разговоры о том, что хватит его кормить, они ведутся на пустом месте, - заявил он в понедельник в интервью газете "КоммерсантЪ".

Глава республики указал на то, что Дагестан занимает последнее место по бюджетной обеспеченности. "Если даже простую математическую выкладку сделать или экономическую логику посмотреть, они (разговоры) не выдерживают никакой критики, - посетовал президент. - Во всяком случае сегодня республика Дагестан занимает последнее место по бюджетной обеспеченности. У нас на одного жителя приходится чуть больше 20 тысяч рублей в год. В то время как по стране этот показатель больше - 50 тысяч. И у нас самая низкая заработная плата в стране. Тем не менее у нас более быстрыми темпами, чем в целом по стране, развиваются основные базовые отрасли экономики - сельское хозяйство, промышленность, строительство. Мы строим каждый год больше миллиона квадратных метров жилья. Это один из лучших показателей в стране. То есть народ очень предприимчивый, экономически инициативный, активный, но ему нужно дать возможность работать и зарабатывать. В этом и заключается наша основная задача".

По этой причине, по словам Магомедова, республиканские власти рассчитывают на помощь федерального центра в решении "накопившихся за многие десятилетия проблем". "А для того чтобы поднять экономику в целом, нужно снять инфраструктурные ограничения, создавать коммуникации, необходимую инфраструктуру. Конечно, все упирается, в целом, в возможности страны, наверное, бюджетные возможности", - отметил президент.

Большинство социальных задач, как считает Магомедов, может позволить решить программа развития Северо-Кавказского федерального округа, которая, как он надеется, будет принята в полном объеме в декабре. С другой стороны, у многих экспертов возникают вопросы относительно целесообразности и необходимости дополнительных инвестиций в экономику регионов Северного Кавказа до того, пока там не будет достигнуто необходимой степени прозрачности расходования этих инвестиций.

Прежде всего, это объясняется сложностью общественно-политического устройства региона, при котором большую роль в распределении средств играют родственные кланы, находящиеся у власти. Подобная система приводит к значительным перекосам в области экономики и выталкиванию значительной части населения (относящейся к другим кланам и группам) из общественно-политической и экономической жизни. В большинстве случаев эти люди, лишенные доступа к выделяемым республикам ресурсам, вынуждены покидать регион в поисках лучшей доли на остальной территории страны.

Серьезную проблему, определяющую неэффективность бюджетных инвестиций в кавказский регион, представляет и высокая доля в нем неформальной или теневой экономики. Так, по данным Независимого института социальной политики, неформальная экономика республик Северного Кавказа представлена разными секторами. По экспертным оценкам, важнейший теневой финансовый поток - бюджетные ресурсы, перераспределяемые в форме коррупционных платежей и доходов. Второй по масштабам финансовый источник - нерегистрируемые доходы от товарного личного хозяйства. Согласно подсчетам местных экспертов, в Дагестане объем этих доходов достигает половины объема бюджета республики. Третий источник - теневые доходы трудовых мигрантов, выезжающих на заработки за пределы своей республики. Четвертый - теневые доходы от розничной торговли и рекреационных услуг. На Северном Кавказе в структуре розничной торговли до сих пор доминируют вещевые и продовольственные рынки, товарооборот которых преимущественно теневой.

Рекреация локализована на горнолыжных курортах (в Приэльбрусье, на Домбае) и обеспечивает теневые доходы местному населению. Еще один источник - теневое промышленное производство, в том числе в пищевой отрасли (неучтенное производство водки и коньяка), средний и малый бизнес по производству обуви, шубно-меховых изделий, строительных материалов и другие.

Во многом благодаря широком распространению неформальной экономики уровень официальных зарплат в регионе представляется сравнительно невысоким, на что указал в своем интервью Магомедов. Точный учет обращающихся в этой сфере средств достаточно затруднен, в связи с чем расчет истинных объемов федеральных инвестиций, необходимых для развития кавказских республик, подсчитать крайне сложно.

Выбор читателей