Россия – страна лишних людей

Борис Титов: "Если все катится в никуда, если по-прежнему полковники милиции будут решать, кому принадлежит бизнес, у нас вряд ли что-то изменится"


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Прошло почти полгода с того момента, как в России появился свой уполномоченный по защите прав предпринимателей. Указом президента в июне на эту должность был назначен Борис Титов. В интервью "Yтрy" экс-председатель "Деловой России" рассказал о том с какими проблемами обращаются к нему бизнесмены, какие первоочередные задачи приходится решать и чем ему лично пришлось пожертвовать ради возможности помогать обиженным предпринимателям.

"Yтро": Борис Юрьевич, ваше личное положение в качестве госслужащего определилось?

Борис Титов: С 1 октября я вышел на работу. Правда, кабинета пока нет.

"Y": Какие наиболее серьезные и резонансные дела находятся сегодня у вас в разработке?

Б.Т.: Проще назвать, какие из дел не резонансные. Ну, например, ситуация с заводом "Луч" в Подольске. Когда его в 90-х разделили по частям, разные люди приобрели права на отдельные помещения, и все это время что-то там делали. А потом оказалось, что здание фонит. Минатом, в соответствии с законом об атомной безопасности, перекрывает доступ, и предприниматели не могут войти в свои собственные офисы и цеха. Вот сейчас мы с Минатомом обсуждаем пути решения данного вопроса, ищем компромиссные варианты. Мы не можем нарушать ядерную безопасность, люди подвергаются облучению, тем более что они хотят там пищевые продукты производить. А бизнесмены настаивают на том, что это их собственность, и просят дать компенсацию, хотя по закону это не обязательно.

Очень много резонансных дел по иностранным инвестициям, вплоть до смешного, которое мы сейчас решаем со службой приставов. Американская компания American Engineering не может получить деньги по выигранному арбитражному процессу. Он состоялся еще в 2004 году. Деньги были переведены в службу приставов Свердловской области в 2008 году. И вот с 2008 г. компания не может их получить, потому что приставы под разными предлогами не отдают. Причем, фирма называет конкретные суммы от этих денег, которые ей предлагалось отстегнуть для того, чтобы они пришли.

Ну и, конечно, уголовные дела. Например, компании "Санрайз", где человек на 9 лет посажен в тюрьму по 159 статье (мошенничество) абсолютно бездоказательно. Или Воробьев из Астрахани, которого обвиняют по той же 159 статье не в том, что он украл деньги, а в том, что он перевыполнил объем работ. Ему тоже светит 9 лет. Я уж не говорю о делах, которые связаны не с преследованием бизнеса, а с административными разборками. Это касается и ФАС, и налоговой службы.

"Y": А Ходорковский и Козлов к вам обращались?

Б.Т.: Козлов к нам не обращался. Хотя еще когда он был на свободе, и Ольге Романовой, и ему мы неоднократно предлагали – обращайтесь к нам в Центр общественных процедур "Бизнес против коррупции". Они отказались, не знаю, почему. Ходорковский обратился. Мы начали уже юридическую экспертизу. Но мы общественно-юридическую экспертизу делаем не только второго дела, для нас важна ситуация в целом. Вопрос по Ходорковскому через какое-то время будет вынесен на рассмотрение ЦОП "БПК", но это непростая история, за месяц или два ее не решишь. И думаю, что одного заседания ЦОП для того, чтобы нашу позицию выяснить и сформировать, будет недостаточно.

"Y": С какими проблемами к вам обращаются чаще всего?

Б.Т.: Главная проблема – уже упомянутая 159 статья, которая позволяет посадить практически любого предпринимателя, чем и пользуются при рейдерских захватах и криминальных разборках, будь то конфликт с правоохранительным органом или чиновником или межкорпоративный конфликт с использованием силового ресурса. А вообще обращаются по любому поводу – от действий ФАС до приставов и местных администраций. Очень много малый бизнес идет. Например, пришел человек, который долго готовился к тому, чтобы торговать сувенирами во время празднования юбилея Бородинской битвы, а ему не дали место для лотка. И вот он просит, чтобы мы ему помогли. Конечно, мы отказываем, потому что считаем, что бизнес должен сам доказывать свою конкурентоспособность. В предпринимательские дела мы вообще не лезем – ни в контракты внутри бизнеса, ни в контракты с государством. Должны работать законы. Если они нарушаются, мы вмешиваемся. А если все решается в рамках законодательства, никого не надо лоббировать.

"Y": А достаточно ли у бизнес-омбудсмена возможностей и полномочий для защиты интересов российских предпринимателей за рубежом? Чем закончилась история с МТС в Узбекистане?

Б.Т.: Пока она печальна – у них отобрали бизнес фактически на голом месте. Они считают, что это рейдерский захват. У нас тоже есть такие подозрения, хотя мы общественную экспертизу еще не делали. Могу сказать, что методы, которыми действуют узбекские власти, неприемлемы для нормальной, цивилизованной инвестиционной среды. Но иногда политический интерес сохранения добрых межгосударственных отношений больше, чем интерес частных, даже очень крупных, компаний. Поэтому мы смотрим, какие экономические рычаги можно применить. В частности, ВТО – организация, которая должна рассматривать такие истории. Есть Международная организация бизнеса при ООН. Специальных рычагов воздействия на иностранные государства у бизнес-омбудсмена нет. У нас есть мозги и юристы, которые могут найти пути влияния через абсолютно открытые, прозрачные международные инструменты.

"Y": Замминистра экономического развития Андрей Клепач заявляет, что в этом году отток капитала из страны составит $60-65 миллиардов. В какой степени это связано с бизнес-климатом в России?

Б.Т.: Думаю, что напрямую связан. Мы об этом говорим давно. И то, что сегодня власти пытаются что-то делать с точки зрения его улучшения, конечно, позитивно, но пока еще ситуация плачевная. Инвесторы смотрят на климат не только с точки зрения текущей ситуации, но и с точки зрения динамики ее развития. Если все катится в никуда, если по-прежнему полковники милиции будут решать, кому принадлежит бизнес, у нас вряд ли что-то изменится. Решение вопроса не в создании института омбудсмена и не в написании всевозможных дорожных карт, хотя это тоже нужные вещи. Главное – психология страны. А сегодня идеология страны направлена на потребителя, на правильное, справедливое распределение. Но для того, чтобы распределять, нужно где-то это заработать. Сейчас мы зарабатываем только за счет экспорта сырья, альтернативных источников доходов почти нет. И пока у нас не будет серьезного диверсифицированного частного конкурентного бизнеса, у нас никогда не будет нормальной демократической деловой среды.

"Y": Что, на ваш взгляд, в наибольшей степени портит бизнес-климат в России?

Б.Т.: Засилье чиновников. Это издержки сырьевой экономики, когда 40-50 компаний обеспечивают основное содержание государственного бюджета, а работает в них порядка 5% населения. Остальная часть страны, по существу, вторична. Маргарет Тэтчер, когда она еще была премьер-министром и начинала разговоры с Горбачевым, заказала исследование, по которому вышло, что всего 28,5 миллиона человек необходимо для обеспечения сырьевого сектора, включая детские сады, в которые дети нефтяников ходят, парикмахерские и т.д. Остальные 140 миллионов, в принципе, – лишние люди в этой экономике. Их кормят за то, что они родились в России, но непосредственного участия в добывании денег для страны они не принимают. Пока у нас сырьевая экономика, баланс между чиновниками и реальным бизнесом будет в пользу чиновников, потому что этих лишних людей надо куда-то трудоустроить. И каждый должен капитализировать свое место, свои полномочия, которые у него пусть маленькие, но есть. Ну как бизнес может добиться своего в ситуации, когда над ним висит огромное количество чиновников с раскрытыми ртами? Только развитие частной инициативы может изменить ситуацию в стране.

"Y": Что можно сделать с этим непосредственно вашими усилиями?

Б.Т.: Все, о чем мы говорили, как раз и будет способствовать. Мы начали с нарушения прав, потому что в коррупционном давлении видим на сегодня главную проблему бизнес-климата. И на первом этапе омбудсмен занимается практически только этим. Дальше поглядим, какие еще направления станут основными тормозами. Если это будут налоги, займемся налогами, если тарифы естественных монополий, начнем решать эти проблемы.

"Y": Какой стала конфигурация "Деловой России" после вашего ухода с поста председателя организации?

Б.Т.: В "Деловой России" я свое предназначение, по существу, выполнил. Организация сейчас на подъеме. Но мои товарищи посчитали, что на сегодняшний день пока никто не может занять место председателя, поэтому лучше распределить полномочия. Да и задачи растут, в некоторых направлениях мы даже отстали, например, международном. Так что в итоге появилось пять сопредседателей, за каждым закреплен свой фронт работ. Международными вопросами займется Алексей Репик. Александр Галушка будет по-прежнему отвечать за внешнюю активность, позиционирование организации и контакты с федеральными органами государственной власти. Регионы будет курировать новый человек – Николай Ливицкий. Но он наш старый товарищ, лет 15 уже. Антон Данилов-Данильян займется отраслевой политикой. Ну, и Сергей Генералов будет координировать работу всех. Вот такая структура, которую некоторые уже окрестили пятиглавой гидрой. Однако наш опыт показывает, что лучше распределять обязанности, чем пытаться делать лидерскую организацию, где лидер сосредотачивает в себе все – и славу, и почет, но одновременно везет за собой воз задач, которые необходимо решать.

"Y": Вы были вынуждены отойти и от управления заводом шампанских вин "Абрау-Дюрсо". Не жалко было оставлять бизнес?

Б.Т.: "Абрау-Дюрсо" – это проект, который только начался для нас. Хотя уже есть первые позитивные результаты – я надеюсь, это видно и потребителю. Мы с мая вышли на биржу, и за это время выросли примерно на 35-40%. Но задача – достичь капитализации в миллиард долларов к 2020 году. Я во многом выстраивал эту стратегию, у меня огромный интерес вызывает и само вино, и развитие производства и туризма в регионе. И вот так на полдороги эту песню оборвать, конечно, жалко. Но я передал акции в управление сыну, он отвечает за все внешне связи, за развитие, за фондовый рынок. При этом он – лишь часть команды, которая работает на благо "Абрау-Дюрсо", поэтому за будущее компании я спокоен.

"Y": И все-таки, почему вы решили принять предложение президента?

Б.Т.: Ну, знаете ли, президенту не отказывают! У меня начиная с 2000 г. всегда было два направления – бизнес и общественная деятельность. Вкус общественной работы я почувствовал, став членом правления РСПП. Оттуда пошла "Деловая Россия" – я понял, что есть свои интересы у бизнеса реального, не сырьевого. Это затягивает. Мы везде говорили о необходимости улучшения делового климата, проводили форумы, приглашали туда президента, доказывали ему, что есть проблема коррупции и нужно создавать новые институты. И ЦОП – это не подразделение "Деловой России", а частно-государственное партнерство, он создан по распоряжению правительства. Поэтому, когда мне вдруг говорят: ты все это рассказывал, ну, вот и сделай, не мог же я ответить: нет, я вам это рассказывал, а делают пусть другие. Пришлось отказываться от бизнеса и окунуться в бочку проблем. Конечно, приходится заниматься совсем другой работой, от теории мы перешли к практике, и это намного сложнее.

"Y": Но общественная работа чиновникам не запрещена. По крайней мере, в качестве сопредседателя фестиваля "Равновесие" в Абрау-Дюрсо вы останетесь?

Б.Т.: Надеюсь. Фестиваль в Абрау-Дюрсо устраивает "Деловая Россия". Он будет развиваться. По крайней мере, первый опыт вызвал у нас позитивные эмоции. Мне лично понравилось. Было интересно и классно. И я думаю, на следующий год уже многие узнают про этот фестиваль и приедет больше людей. Хотя и для первого раза их было много.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей