На Сердюкове Путин отработал новый стиль

Отставка министра обороны не вписывается в традиционный стиль работы президента с кадрами. Обычно он не принимает решения под давлением публичного скандала


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Отставка министра обороны Анатолия Сердюкова активно обсуждалась на протяжении последних недель и все-таки грянула как гром среди ясного неба. Назначение на освободившийся внезапно пост главного специалиста по чрезвычайным ситуациям красноречиво свидетельствует: кадровое решение принималось в режиме спасательной операции. В конце концов, Шойгу только недавно стал губернатором Подмосковья и на пост министра обороны явно не планировался.

Это никак не вписывается в традиционный стиль работы президента с кадрами – обычно он с большой осторожностью относится к замене людей на высших должностях и не принимает решения под давлением публичного скандала. Возможно, в данный момент Владимир Путин испытывает определенные трудности с исполнением функций арбитра, улаживающего конфликты между группировками в своем окружении. Не исключено, что происходящее как-то связано со слухами о проблемах со здоровьем: подобная неопределенность может привести к резкому усилению конфликтов.

Президент объяснил свое решение необходимостью объективного расследования дела "Оборонсервиса". Но большинство высказавшихся по поводу неожиданной отставки наблюдателей склонны считать расследование только поводом: за коррупцию министров в России отродясь не снимали. Называются сразу несколько возможных причин отставки. Версия первая (и самая популярная) – личная жизнь бывшего главы Минобороны.

Считается, что карьеру Сердюков сделал благодаря удачной женитьбе. В 2000 г. его второй женой стала Юлия Похлебенина, дочь Виктора Зубкова (председателя совета директоров "Газпрома" и бывшего первый вице-премьера – давнего соратника Путина). Сразу после этого предприниматель, занимавшийся продажей мебели, перешел на госслужбу и всего за четыре года дорос до начальника ФНС. А в 2007 г. был назначен министром обороны. В этом качестве он продержался пять лет, невзирая на серию громких скандалов.

Поэтому логично, когда стремительное завершение карьеры Сердюкова связывают с его разводом (официально эта информация никак не подтверждается), по другой версии – негласным разрывом супружеских отношений. В пользу такого предположения работает щедро распространяемая следствием информация о связи Сердюкова с одной из фигуранток дела "Оборонсервиса" – бывшей чиновницей "Минобороны" Евгенией Васильевой. Благодаря утечкам в СМИ стало известно, что экс-министр лично встретил следователей на пороге роскошных апартаментов Васильевой, расположенных в самом престижном районе Москвы – между улицами Пречистенка и Остоженка (в так называемой "Золотой миле").

Столь открытое пренебрежение семейными ценностями могло вызвать гнев влиятельного тестя, который хотя уже и не первый вице-премьер, но, как считается, по-прежнему находится в доверительных отношениях с Путиным. Вряд ли случайно достоянием общественности стала информация об изъятых у бывшей чиновницы предметах антиквариата и драгоценностях на миллионы долларов. В ряде СМИ появилась информация о том, что нежелание Сердюкова сдать Васильеву и дало окончательный толчок к решению о его увольнении.

По другой версии, пролоббировать уход Сердюкова могли его аппаратные оппоненты – в частности, глава кремлевской администрации Сергей Иванов (был предшественником Сердюкова на посту руководителя Минобороны), гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов и вице-премьер по ОПК Дмитрий Рогозин. Известно, что Минобороны основательно испортило отношения с оборонно-промышленным комплексом, откровенно демонстрируя предпочтение импорту и ожесточенно "отжимая ценник" на поставки в рамках гособоронзаказа отечественной техники. В их споры неоднократно приходилось вмешиваться первым лицам государства – Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину, но в 2011 г. гособоронзаказ оказался сорван.

Наконец, третья версия отставки – желание сбить волну недовольства реформами Сердюкова в Вооруженных силах, которые при таком раскладе вряд ли могут считаться надежной опорой власти. Даже недоброжелатели экс-министра отмечают, что ему удалось провести решительную модернизацию архаичной военной системы. Эти перемены были встречены в штыки как генералами, отодвинутыми на второй план выдвиженцами из ФНС, так и офицерским составом, подпавшим под сокращения.

Да что там генералы, даже диакон Андрей Кураев отозвался на увольнение Сердюкова благодарственной молитвой, припомнив ему "мат по поводу построенного православного храма" и запрет на введение военного духовенства – так что, не исключено, РПЦ также могла поспособствовать увольнению.

Теперь главная интрига заключается в том, будет у всей этой истории продолжение или с отставкой Сердюкова дело следует считать закрытым? Удастся ли следствию подобраться вплотную к бывшему министру или все тихо спустят на тормозах, как это произошло с не менее громким делом о крышевании подмосковными прокурорами игорного бизнеса?

Так и произойдет, если истинной причиной случившегося стали межклановые разборки – тут цель уже достигнута. С другой стороны, начавшееся расследование может стать эффектным элементом официальной антикоррупционной кампании. Несмотря на то что она фактически объявлена, системной чистки госаппарата пока не получается, и грех было бы не использовать назревшую по другим причинам отставку. Такая пиар-акция вряд ли выльется в уголовное преследование лично Сердюкова (это поставило бы под вопрос лояльность огромного количества чиновников, "кормящихся" от бюджета), однако и традиционного в подобных случаях назначения на какой-нибудь непыльный пост ему ожидать вряд ли стоит.

Еще одна интрига – досрочные выборы губернатора Московской области. Они пройдут только через год, а пока обязанности губернатора будет исполнять вице-губернатор региона Руслан Цаликов. Всем понятно, что это чисто техническая замена, реального кандидата на пост назовет президент – это будет тот, кого он назначит и.о. губернатора. Но Московская область – достаточно сложный и запущенный регион; не случайно Кремль предпочел простимулировать отставку предыдущего главы Бориса Громова и назначить ему замену, не дожидаясь выборов. Теперь подбор нового претендента на должность главы Подмосковья снова становится непростой задачей.

Зато в явном выигрыше – столичный мэр Сергей Собянин, избавившийся от серьезного соперника в борьбе за ресурсы региона. Не исключено, что освободившееся политическое пространство будет использовано для того, чтобы возобновить дискуссию об объединении двух субъектов – тем более что опыт создания Большой Москвы позволяет обсуждать такой проект уже более предметно.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей