Незаменимых министров в России больше нет

Президент России Владимир Путин готовит кардинальную смену кадровой политики, считают эксперты. По их мнению, теперь "близость команде" ничего не гарантирует


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Владимир Путин, полгода назад в третий раз избранный президентом России, за это время успел совершить ряд громких кадровых ходов, последним из которых стала отставка Анатолия Сердюкова с поста главы Минобороны. Эксперты и политологи, анализируя недавние решения президента, отметили, что "новый Путин" кардинально отличается от того, который возглавлял государство с 2000-го по 2008 год.

Прежде всего, это касается подхода к кадровой политике, написал политолог Алексей Мухин в своей статье для "Московского комсомольца". В качестве примера эксперт привел ситуацию с отставкой с поста главы Минобороны Анатолия Сердюкова и приходом на его место Сергея Шойгу, который стал первым военным на этой должности впервые за долгое время. Припоминая еще и уход главы Минрегиона Говоруна, Мухин подчеркнул: "Президент не только способен изменить свою кадровую политику, но и делает это, что называется, в реальном времени".

Критиками Путина принято было считать, что принадлежность к "команде" президента фактически обеспечивает любому прикосновенность. Теперь, по мнению эксперта, ситуация в корне изменилась. "Сердюков имел все признаки "человека из ближнего круга", как и много реальных заслуг и в качестве главы военного ведомства, однако, очевидно, на текущий момент объективно оказался не на своем месте. По сути, сигнал, поступивший из Кремля, говорит о том, что профессиональные качества и репутация управленца теперь ценятся гораздо больше, чем внешняя лояльность", - отметил Мухин. В дальнейшем неожиданных кадровых решений стоит ждать еще больше, предположил он.

"Изменения в подходе к кадрам - это первый шаг к гораздо более масштабным и системным изменениям. Этого, в конце концов, требуют общественные ожидания, а кредит доверия, выданный президенту на последних выборах, нужно выплачивать, что называется, с процентами, и он выплачивается", - продолжил политолог, еще раз обращая внимание на то, что Путин способен меняться и делает это.

"То, что раньше прощалось и списывалось, теперь - в изменившихся политических и экономических условиях - верховная власть оправдать не может", - добавил Мухин, напоминая, что игнорирование подобных факторов, привело, в свое время, к развалу Советского Союза, поскольку тогдашнее руководство страны оказалось не готово к изменениям, Путин же готов.

Мухин предположил, что президент теперь будет предъявлять повышенные требования ко всему составу правительства. " Или правильнее будет сказать не "повышенные", а, наоборот, "естественные и логичные" требования? Не отвечать которым для чиновников любого уровня будет безальтернативно обозначать несоответствие занимаемой должности. Ничего личного – просто логика управления государством", - объяснил эксперт.

Назначение же Шойгу на место Сердюкова не имеет ничего общего с борьбой кланов и элит, выразил уверенность Мухин. "Президент проводит "тонкую настройку" государственного механизма, избавляясь от морально устаревших деталей и заменяя их или новыми, или проверенными", - привел свою точку зрения политолог. В заключении он высказал предположение, что "собственную модернизацию" Путин начал готовить не в один момент, а еще зимой (во время предвыборной кампании), по собственной инициативе и отвечая на общественный запрос, выступая в настоящее время в качестве "прагматичного, реального и, можно сказать, повзрослевшего политика", который "адекватно использует собственный опыт".

О том, что перед россиянами постепенно раскрывается новый политический стиль Путина, сообщил в статье "Независимой газеты" политолог Леонид Радзиховский. Он склонен полагать, что третий срок главы государства не станет продолжением первых двух, поскольку ситуация в стране кардинально отличается от той, что была в России еще несколько лет назад.

Для начала Радзиховский напомнил, что важнейшим делом для любого политика - особенно в России - является кадровая политика, а Путин пришел к власти в 2000 г., когда все еще помнили "ельцинскую кадровую чехарду". "Ясные задачи - стабилизировать ситуацию и подобрать свою команду. Обе задачи были выполнены", - констатировал он.

Радзиховский подчеркнул, что своим решением президент послал всем три четких сигнала. Выглядят они, по мнению политолога так: "Неприкасаемых нет. Подозрения в коррупции не покрываются и не будут покрываться, в том числе и на высшем уровне. Президент знает общественные настроения и считается с ними". Все это, по его мнению, отличается от образа, который порой приписывают главе государства.

Выбор читателей