Черная дыра обсасывает россиян

Конкурсы и аукционы при госзакупках превратились в исправно работающий механизм по абсолютно легальному выкачиванию бюджетных средств




Особо дорогие государственные закупки (стоимостью более 1 млрд рублей) по-прежнему остаются черной дырой, в которой продолжают растворяться бюджетные деньги. Как сообщает газета "РБК daily" со ссылкой на экспертов Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), несмотря на поручение Владимира Путина взять под контроль особо дорогие госзакупки, добиться экономии государственных средств в этой области пока не удается.

По данным НАИЗ, из 200 тендеров общей стоимостью почти 0,5 трлн руб. менее половины можно назвать полностью прозрачными. Об этом свидетельствует тот факт, что разница между максимальной ценой госконтракта и "конкурентным" предложением зачастую составляет менее 1%. То есть, по сути, конкурентной борьбы между поставщиками, ведущей к снижению цены товара или услуги, так и не происходит. Причина тому, по мнению экспертов ассоциации, в конкурсной документации, "заточенной" под конкретного поставщика.

В рамках мониторинга в выборку НАИЗ попали сверхдорогие заказы (221 общей стоимостью по начальной цене контракта более 586 млрд руб.), размещенные в апреле - сентябре 2012 года. Основными способами проведения закупок свыше 1 млрд руб. были открытые аукционы в электронной форме (142 процедуры) и открытые конкурсы (77).

Результаты мониторинга наводят на грустные мысли. Полученные данные демонстрируют крайнюю неэффективность применяемых, в соответствии с 94-ФЗ (законом "О госзакупках"), способов размещения сверхкрупных заказов. Так, большая часть госконтрактов заключена с единственным поставщиком (57% на общую сумму 349,6 млрд руб.) фактически по начальной (то есть самой высокой) цене. Стоимость товаров или услуг в процессе торгов уменьшалась лишь на 0,75%, в то время как конкурентные закупки, в среднем, дают снижение в 9,41%.

"Закупки у единственного участника через несостоявшиеся конкурентные процедуры совершаются для того, чтобы придать легитимность контрактам с высокой стоимостью при отсутствии рыночно обоснованной цены", - приводит "РБК daily" слова гендиректора НАИЗ Сергея Габестро. Особенно этим грешат конкурсные торги: в 76% оцененных экспертами конкурсах поставщики предпочитали вообще не снижать объявленную стоимость предложения, и лишь в 16% случаев цена была урезана, однако не более чем на 1%.

"На основании данного примера легко предположить, что единственный заказчик изначально не рассчитывал на реальную конкуренцию, и процедура несостоявшихся торгов является чистой формальностью", - считает Сергей Габестро. Другим признаком умышленного увода конкурса из конкурентного поля, по мнению экспертов НАИЗ, является изначальная "заточенность" под заранее известных поставщиков или исполнителей. В качестве примера НАИЗ приводит тендер на поставку Минздраву лекарственного препарата интерферон бета-1a.

В документации к нему подразумевается поставка конкретного препарата, несмотря на существование аналога. Другой пример - заказ Министерства промышленности и энергетики Чеченской республики на разработку проектной документации, инженерно-геологических изысканий и разработку эскиза завода. Согласно документации, срок окончания работ - 31 декабря 2012 г., при этом срок подведения итогов торгов - 5 ноября 2012.

"Подать предложение, полностью соответствующее требованиям документации открытого аукциона, может только участник, которому было заранее известно об объявлении данной закупки", - считают в НАИЗ.

Очевидно, что в подобных условиях сама идея проведения конкурентных торгов, целью которой является достижение минимальной цены и экономия государственных средств, превращается в профанацию. Основной причиной тому по-прежнему остается высокая степень аффилированности бизнеса с чиновничьими структурами. В результате на выходе получается исправно работающий механизм по абсолютно легальному выкачиванию бюджетных средств.

Выбор читателей