Москва ударилась в креатив

В Государственном музее архитектуры имени Щусева блогер Илья Варламов и волонтеры "Городских проектов" представили общественности свое видение решения городских проблем




В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева на Воздвиженке известный блогер Илья Варламов и волонтеры "Городских проектов" представили общественности свое видение решения городских проблем.

Вход бесплатный. По инерции начинаю искать гардероб. Без толку. "Час здесь походите, еще и в куртке замерзнете", – предупреждает меня женщина на входе, раздающая билеты.

Я не замерзла. Но возле первого же экспоната испытала легкий шок. На стенде в ряд стояли несколько фотографий. Стояли парами: одно фото изображало российскую действительность ("г...но" – гласила надпись под фото), второе – похожий объект в каком-то из европейских городов ("ох...но" – сообщала надпись).

Скажу честно, я согласна с тем, что у нас в стране "г...на" больше, чем "ох...но". Но "г...но" это находится, в основном, в провинции, куда авторы фотографий не добрались. Да и зачем? Ведь задача выставки – показать на примере европейских объектов, как сделать лучше нашу родимую столицу.

В итоге в разряд "г...на" попали, например, вполне себе симпатичные лавочки с урнами. Забугорная лавочка из США, которую авторы выставки предлагали в качестве "ох...ной" альтернативы, лично на меня впечатление не произвела.

Вторая альтернативная пара тоже показалась лично мне притянутой за уши: "их" пешеходный мостик через дорогу и наш массивный переход, похожий на висящую над дорогой недоваренную сардельку. Соглашусь, пешеходные "сардельки" не слишком красивы. Но они защищают от ветра и снега зимой и от дорожной пыли летом – согласитесь, вряд ли то и другое присутствует в небольших европейских городках в таком же изрядном московском количестве.

Одним словом, в самом начале выставка вызвала у меня внутренний протест. Однако дальше впечатление изменилось на прямо противоположное.

На выставке остро чувствуется: все москвичи поделены по разным вопросам на два лагеря. Вопросов – сотни. Лагерей – в два раза больше, чем вопросов.

Например, сообщают волонтеры проекта, значительная часть москвичей проводят время во дворах с детскими колясками. Волонтеры узнали, кто им мешает. Выяснилось, что, во-первых, собачники со своими собаками, а во-вторых, автовладельцы со своими машинами.

Следующая панорама изображает московский дворик: мамы, папы, бабушки и дедушки с колясками ютятся на территории, сплошь заставленной машинами и загаженной собаками. Картина, в общем-то, привычная. Но автовладельцы всегда могут сказать: "А где нам ставить машины?", владельцы собак – спросить: "А где нам гулять?" В парках собак – и то потравили. Одним словом, каждый по-своему прав. Если вы мама с коляской, то придете от этой части экспозиции в восторг. А если автовладелец или хозяин собаки? А если все трое в одном лице?

Сама идея мероприятия в пресс-анонсе сформулирована так: "Выставка посвящена проблемам городской среды столицы и возможным способам решения этих проблем. Посетители смогут увидеть лучшие идеи городской инфраструктуры, хорошо работающие в передовых городах Европы уже не один десяток лет, а также узнать, как опыт других городов можно применить для решения актуальных для Москвы проблем".

Центральная тема выставки – проблема пробок. Организаторы подошли к ней со всей серьезностью. Все подсчитали, и вот что вышло: "Причина пробок – в неправильном распределении бюджета". На развитие общественного транспорта, сообщает экспозиция, в столице тратится в год 63 млрд руб., или 6500 руб. на каждого пассажира. Тогда как на развитие улично-дорожной сети уходит 138 млрд руб., или 57500 руб. на одного автомобилиста. При этом лишь 20% москвичей постоянно пользуются автомобилем, и целых 80% – общественным транспортом! Налицо очевидный диссонанс, сообщают авторы выставки. И в этом я с ними полностью согласна, тем более что отношусь к тем самым 80%.

Дальше экспозиция рассказывает о том, что меня, пассажира, давно уже возмущает – в денежном отношении дорога автомобилисту обходится дешевле, чем пассажиру общественного транспорта. Учитывая стоимость дорог, выходит, что из своего кармана автомобилист оплачивает лишь 9% стоимости своей поездки. Остальное ему оплачивают пассажиры своими налогами. Налоги, которые платят автовладельцы на развитие дорожной сети, являются лишь малой частью тех денег, которые идут на строительство и ремонт дорог.

Кто-то может возразить – но ведь по дорогам ездит и общественный транспорт. Да, но тем же автобусам не надо таких широких трасс – один автомобилист "потребляет" в 40 раз больше площади города, чем простой пассажир. А земля в городе, опять же, стоит денег, напоминает экспозиция. И этих денег автомобилист, опять же, не платит. Получается, что недешевая московская землица достается автомобилистам на халяву. А это, ясно дело, несправедливо. Во всяком случае, это ясно мне, пассажиру. В этой (основной) части экспозиции наши с авторами выставки мнения о ситуации в городе совпали.

Одним словом, выставка цепляет за живое. А чтобы несогласные могли еще и поспорить с авторами, одновременно с выставкой проходит серия семинаров, мастер-классов и круглых столов с участием "самых востребованных специалистов в области градоустройства, политиков и инициативных граждан".


Опрос: Согласны ли вы, что Россия должна брать пример с Европы?


Обсудить на Facebook

Выбор читателей